- Главная
- →
Кино- →
Рецензия на фильм «Орда»Рецензия на фильм «Орда»
Ярослав ЗабалуевИсторическая драма о монгольских завоевателях: здесь нет Чингисхана, зато есть Суханов в роли митрополита Алексия.
Этот материал был опубликован в шестом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».
«Орда», первый большой проект режиссера Андрея Прошкина, с первых же кадров погружает зрителя в совершенно незнакомый мир, ничего специально не разъясняя. Зрителю, владеющему контекстом, будет, конечно, проще ориентироваться в эпохе, о которой идет речь. Однако режиссер осознанно не опирался на популярные факты. Рассказывая о работе над картиной, Прошкин уверяет, что его цель — не реконструкция истории, а создание мифа. Действие фильма происходит в XIV веке. Во время монгольского сабантуя в Сарае, столице орды, гибнет хан Тинибек, задушенный в разгар празднества собственным братом Джанибеком. Грузный весельчак восходит на трон под боязливое одобрение подданных и погружается в бесконечный загул, сделав своим любимым развлечением разгадывание секретов заморских факиров. Вскоре разгульное бытие омрачается болезнью его матери — слепнет могучая Тайдула, фактический матриарх монгольской империи. В безуспешных попытках излечить родительницу силами шаманов и знахарей хан вспоминает о русском митрополите Алексии и отправляет за ним гонцов, угрожая московскому князю нападением в случае отказа. У рядового посетителя мультиплексов имена Тайдулы, Тинибека и Джанибека вряд ли воскресят в памяти уроки истории. Оттуда вспоминаются в лучшем случае Мамай, Батый и Чингисхан, но уж никак не второстепенные в исторической перспективе ханы, сменявшиеся в том же ритме, что генсеки после смерти Брежнева. Тем не менее предание об исцелении Тайдулы Алексием — важнейшая часть жития этого православного святого, который также считается ключевым политическим деятелем XIV столетия. Он дружил с Сергием Радонежским, был наставником малолетнего Дмитрия Донского и фактически руководил государством в те годы, проявив себя тонким политиком, способствовавшим объединению русских княжеств. По его же инициативе началось строительство первого московского белокаменного Кремля. В визуальном смысле «Орда» напоминает «Монгола» Сергея Бодрова — первого режиссера в новом российском кино, который обратился к параллельной, но тесно связанной с отечественной, истории. Монголия здесь, как и у Бодрова, поэтична, пустынна и душна. Но если фильм пятилетней давности был посвящен сильной личности, побеждающей обстоятельства, то Андрей Прошкин выбрал принципиально иного героя. Алексий, блестяще сыгранный Максимом Сухановым, — практически витязь в рясе. Глубоко верующий, но сомневающийся в собственных силах человек проходит по воле сценариста Юрия Арабова тот же путь, что и другая его героиня — оперная певица из «Юрьева дня» Кирилла Серебренникова (ее роль исполнила Ксения Раппопорт). Хождение по мукам благочестивого митрополита показано, впрочем, удивительно тонко: без лишнего натурализма и без духоподъемной патриотической интонации, на которую у современного зрителя уже успела развиться аллергия. Завораживающе неспешный ритм существования орды вносит в повествование несколько более широкий контекст, позволяющий говорить о современности и актуальности фильма. Рассказывая историю православного чуда, создатели картины делают акцент на параллельно происходящем разложении ордынского государства и рассуждают о причинах падения великих империй. За ним, как известно, стоят не законодательные проблемы, а бесчестность и распущенность правителей, которые пренебрегли фундаментом, заложенным предками. Недаром имя отца монгольского народа Чингисхана не упоминается в фильме ни разу. Материалы по теме
ВГИК отнесен к объектам культурного наследия
19 апреля 2013 / Денис ДаниловУказом президента РФ правительству поручено обеспечить финансовые, материальные и правовые условия деятельности Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова.
Комментировать«Охотники за сокровищами» передвинулись на 2014 год
23 октября 2013 / Редакция THR RussiaТаким образом, фильм Джорджа Клуни выбыл из «оскаровской гонки», несмотря на то что ему пророчили немало номинаций.
Споры вокруг прав на экранизацию второго романа Харпер Ли
12 февраля 2015 / Татьяна ЗигельЕще не успела отгреметь сенсационная новость о выходе книги «Пойди поставь сторожа», а уже начались домыслы, какая из студий заберет себе права (учитывая, что классический фильм «Убить пересмешника» 1962 года принадлежит Universal).
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: