Рецензия на фильм «Табу»

Поэтическая история португальца Мигеля Гомеша о потерянном рае, меланхоличных крокодилах и несчастной любви
Этот материал был опубликован в восьмом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание». В кино есть особое проклятие — проклятие режиссера-кинокритика. Доказать свою оригинальность практически невозможно: бывшие коллеги по цеху тут же включают режим «найди все скрытые цитаты», а дальше с умным видом доказывают бедняге — вот здесь у тебя ранний Бунюэль, там средний Тарантино, а концовка вообще слизана с позднего Годара. Одним словом, дружище, мы ценим твою насмотренность (и тонкую игру с цитатами из режиссеров Х, Y и Z, которых и фестивальная публика не видела), но все это «искусство для искусства», пустое упражнение в форме, понятное только «своим». Всю тяжесть этого проклятия португалец Мигель Гомеш смог почувствовать на собственной шкуре на последнем Берлинском кинофестивале. Именно там прошла премьера его третьего по счету полнометражного фильма «Табу». Кинокритики попроще тут же начали сравнивать черно-белую картину, частично снятую на 35 мм, частично — на 16, с «Артистом» Мишеля Хазанавичуса. Более въедливые с прилежностью студентов хирургического отделения разбирали фильм на цитаты, начиная с очевидного Мурнау и заканчивая не самыми очевидными Мануэлем де Оливейрой, Раулем Руисом и Апичатпонгом Вирасетакуном. Самые тонкие — и уж по крайней мере самые честные — выходили из кинозала со словами: «Надо подумать».
«Надо подумать» — самая правильная реакция на этот волшебный и хитро скроенный фильм. А еще: «Надо пересмотреть». Нет, не в поисках пресловутых цитат, а для того чтобы оценить все нюансы элегантно выстроенной истории. В мрачную эпоху аскетичного минимализма, когда большинство сосредоточены на фиксировании реальности, Гомеш в первую очередь увлечен рассказыванием историй. Порой сказочных, как в дебютном «Лицо, которое ты заслуживаешь», порой простых и житейских, как во втором фильме «Наш любимый месяц август», но всегда нереальных — немного фантастических, немного не от мира сего. Кино для Гомеша — это искусство иллюзорного, эфемерного, призрачного.
Материалы по теме
Энтони Хопкинс и Скарлетт Йоханссон в трейлере «Хичкока» (ВИДЕО)
09 октября 2012 / Илья КувшиновСтудия Fox Searchlight видит в картине о создании «Психоза» вероятного участника оскаровской гонки.
КомментироватьНовый трейлер: «Неудачница» Джадда Апатоу
12 февраля 2015 / Редакция THR RussiaЭми Шумер играет девушку, которая пытается заново построить свою подразвалившуюся было жизнь.
Сальма Хайек: «Мой дом перемещается по миру вместе со мной»
02 сентября 2015Актриса, отмечающая сегодня день рождения, рассказала THR, каково на вкус сердце речного монстра, сколько должен весить царский наряд и других деталях работы над «Страшными сказками» Маттео Гарроне.
