Рецензия на фильм «Операция “Арго”»

Рецензия на фильм «Операция “Арго”»

Этот материал был опубликован в восьмом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».Картины, подобные новому фильму Бена Аффлека, на экранах появляются очень редко. Поклонники американского кино встречают их слезами благодарности, критики — бурными восторгами, а члены киноакадемии — призами. Те, кто еще помнит, каким был Голливуд до наступления блокбастерных времен, не могут поверить своим глазам: ведь все уже приняли как аксиому тот факт, что из-за возросших бюджетов и повышенного финансового риска ничего оригинального американское жанровое кино породить больше не сможет. А уж надеяться, что фильм редкого в наше время жанра «закрученный политический триллер» окажется безупречно продуман, снят и сыгран, — и вовсе не приходится. Но если положить руку на сердце, нельзя не признать, что от Аффлека-режиссера рано или поздно следовало ожидать прорыва к вершинам. Его предыдущие фильмы — нуар «Прощай, детка, прощай» и криминальная драма «Город воров» — отличались и ярким сюжетом, и прекрасным подбором актеров, однако страдали от чрезмерной визуальной насыщенности и пришедшей из американского независимого кино неспешности. Но в случае с переносом на экран подлинной истории «канадского похищения» Аффлеку удалось избежать медлительности и снять один из самых захватывающих и интересных фильмов не только этого года (уже можно делать ставки, сколько «Оскаров» ему достанется), но даже нескольких последних лет.

1979 год. Исламская революция, приведшая к власти в Иране аятоллу Хомейни, в самом разгаре. Толпа разгневанных студентов и военных врывается в посольство США и берет в заложники его сотрудников, требуя от Америки выдать Ирану бежавшего из страны шаха. Шести посольским служащим удается скрыться от гнева фундаменталистов в доме канадского посла под видом его личных гостей. В Вашингтоне понимают, что иранские спецслужбы скоро обнаружат таинственное исчезновение из посольства шести человек, и на них будет объявлена охота. Сотрудник ЦРУ Тони Мендес предлагает рискованную операцию: «гостей» канадского посла можно вывезти из Ирана под видом киношников, якобы снимающих в Тегеране научно-фантастический фильм «Арго». К спецоперации подключается Голливуд. Не последнюю роль в безупречности этой картины сыграли ее сценаристы — Джошуа Бирмен и Крис Террио. Если в первой части «Операция “Арго”» кажется чем-то вроде драмеди с политическим уклоном (снятые в псевдодокументальной манере кадры иранских ужасов перемежаются комедийными диалогами и сценками, блестяще разыгранными Аланом Аркином и Джоном Гудманом), то во второй фильм становится чистым триллером, в котором политическая подоплека — лишь повод, несущественный «макгаффин». Удачно найденной сценарной схемой режиссер распорядился наилучшим образом. Бен Аффлек не изобретает велосипед, а берет зрителей старыми, известными со времен Гриффита и Хичкока (вспомните, например, «Разорванный занавес») приемами саспенса. В сочетании с великолепной актерской игрой и неожиданным сюжетом они, как выясняется, действуют так же безотказно, как и раньше. Успеют ли два смешных голливудских старичка ответить на телефонный звонок? Узнают ли загримированных сотрудников посольства озлобленные таможенники при проверке документов? Догонит ли полицейская машина удирающих беглецов? В соответствии с рецептами все того же Хичкока, Аффлек периодически позволяет публике «разрядиться» на комических сценках в Голливуде. Но когда дело доходит до похищения заложников, зрители сидят, затаив дыхание. Невероятно, но факт: режиссеру «Операции “Арго”» удается заставить людей, посмотревших в жизни уже несколько сотен, а то и тысяч триллеров, ерзать на стуле и аплодировать придуманным киногероям. И дело не только в грамотном использовании классических приемов. И зрителям, и коллегам-киношникам Бен Аффлек напомнил, что по-настоящему успешное жанровое кино — это не только точный расчет и последовательное следование правилам, но и нечто необъяснимое. Быть может, из области магии или чуда.

Материалы по теме

  • Жену и дочь сержанта Броуди не будут показывать в четвертом сезоне Homeland

    14 декабря 2013 / Редакция THR Russia

    Морена Баккарин, играющая жену двойного (тройного?) агента Аль-Каеды сержанта Броуди и Морган Сэйлор, играющая его дочь-подростка, потеряют главные роли в четвертом сезоне сериала «Родина» (Homeland).

    Комментировать
  • Каннский фестиваль объявил жюри основного конкурса

    28 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    К председателю жюри Джейн Кэмпион присоединились София Коппола, Николас Виндинг Рефн, Уиллем Дефо и другие.

    Комментировать
  • Новый постер: «Духless 2» с Данилой Козловским

    23 декабря 2014 / Редакция THR Russia

    Компанию звезде фильма составили Милош Бикович, Мария Андреева, а также французский актер Доминик Пинон.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus