Сестры по разуму: Почему у российского телевидения появилась потребность в глуповатых телеведущих

Сестры по разуму: Почему у российского телевидения появилась потребность в глуповатых телеведущих

Этот материал был опубликован в апрельском номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».Михаил Михайлович Жванецкий как-то сказал, что женщины бывают «прелесть, какими дурочками» и «ужас, какими дурами», и он, конечно, предпочитает первых. Казалось, было бы странно, если бы наоборот. Но судя по популярности различных телепрограмм и отдельных роликов в Интернете, ничто не может соперничать с визуальными подтверждениями непроходимой тупости отдельных представительниц прекрасного пола. Стоит только посмотреть на количество просмотров, которое набирают заснятые на мобильный телефон мучения очередной горе-автомобилистки, пытающейся припарковать свою машину. Или взять отдельные выпуски телепередач типа первоканальской «Давай поженимся», где широко известная в узких кругах Карина-Барби сражалась за сомнительного жениха с обладательницей поистине чудовищных по размеру силиконовых губ.

Были даже отдельные программы, построенные на неприкрытой насмешке над глупостью приглашенных девиц — например, российская «БезУмно красивые» (игровое шоу на «МузТВ») и ее украинский аналог «Женская логика». Последняя породила один из хитов Рунета — ролик, в котором две девушки рассуждают о том, кто такой голкипер. И все же это были лишь первые отголоски зарождающегося тренда, который по-настоящему сформировался лишь тогда, когда прошлым летом на канале НТВ в эфир вышла передача «Луч Света», вести которую пригласили 19-летнюю Светлану Курицыну из Иваново. Формат программы «Луч Света» столь же бесхитростен, как и его ведущая — Света ходит по столичным тусовкам и задает отечественным знаменитостям более чем банальные вопросы: «А что вы здесь делаете?» или «В чем секрет вашего успеха?»… В принципе, ничего достойного отдельного упоминания «Луч Света» из себя не представляет, однако первый же его выпуск, согласно данным TNS Россия, захватил 14% зрительской аудитории страны, что превзошло рейтинги КВН, Comedy Club и «Кто хочет стать миллионером?». Юная пухлощекая ведущая с характерным среднерусским говорком и неграмотной речью отчего–то сильно взбудоражила общественное сознание.
Восхождение Курицыной началось в декабре 2011 года. Ролик с ней, случайно снятый в московском метро, буквально порвал Рунет: полутораминутное видео было просмотрено более 2,5 млн раз, а ее перлы («Мы стали более лучше одеваться», «Засеивать больше земель — овощи, там, рожь…») стали крылатыми. Вскоре НТВ–шники предложили Курициной работу, сделав ставку на ее внезапную популярность и провинциальную незамутненность: по словам генерального директора НТВ Владимира Кулистикова, ему захотелось «столкнуть два образа жизни — столичный и региональный». Однако, если это и правда, то явно не вся, поскольку даже невооруженным взглядом видно, что дело тут не столько в провинциальности Светы (то есть, судя по всему, наивности и детской непосредственности), сколько в ее неиспорченности интеллектом. Есть такая поговорка: «Вечно смотреть можно на три вещи — как горит огонь, как бежит вода и как работают другие люди». Поговорка старая и в современном мире буквально требует корректив. Так что, как минимум, ее можно подправить так: «…как работают или тупят другие люди». И чтобы разобраться в причинах того, что тысячи, если не миллионы людей, с нескрываемым удовольствием смотрят, как симпатичная девушка несет околесицу, не нужно быть психологом. Ведь проще всего почувствовать собственную значимость, убедившись в том, что есть на свете люди намного глупее (как вариант, уродливее или просто хуже) тебя. А в нашем конкурентном мире многим это просто необходимо. Особенно, когда с экрана вещают либо очень умные, как Владимир Познер, либо красивые, как Оксана Федорова, либо смешные, как Сергей Светлаков.
Света из Иванова не очень красива и совсем не умна. Она проста и понятна, как соседка по подъезду. Речь ее неграмотна, реплики бестолковы — чувство собственного превосходства большой и теплой волной накрывает каждого смотрящего на нее. Беда в том, что на этом ее достоинства заканчиваются: она явно не справляется с предполагаемой ролью обличительницы пороков отечественного шоу-бизнеса. К тому же использовать имидж дурехи невозможно вечно. Он быстро приедается, да и сама Света меняется. Попав из глухой провинции в столицу, она медленно, но верно теряет прежнюю непосредственность, начинает стесняться собственной безграмотности, растрачивает то, ради чего ее собственно и взяли на ТВ. А как обстоит дело с теми проектами, в которых глупость героини — лишь маска? Еще в 2011 году на MTV шла передача «Елена из полипропилена» о похождениях простушки из Казани в Москве. Главную роль в шоу исполняла фотомодель Елена Шоронина. Она работала в жанре stand-up comedy не со сцены, а на улицах города, в магазинах, офисах: искала себе работу или жениха–олигарха. В подобном стиле давно и успешно работает, к примеру, британский комик Саша Барон Коэн, который то притворяется казахстанским корреспондентом Боратом, то австрийским фэшн-тележурналистом Бруно. Но если Коэн за свои провокационные сатирические фильмы был удостоен «Золотого глобуса» и даже номинировался на «Оскар», то отечественная «Елена» звезд с неба не хватала. В эфире она продержалась всего два сезона — низкие рейтинги и негативные отклики телезрителей вынудили руководство закрыть программу. Самый яркий и успешный пример такого проекта — «Острый репортаж» Аллы Михеевой в программе Первого канала «Вечерний Ургант». По смыслу это та же Света из Иванова, пусть и куда более «глянцевая»: Аллочка Михеева старательно косит под дурочку, очаровательно хлопает ресничками и задает идиотские вопросы. Причем большинство зрителей верят в эту историю, искренне удивляясь, каким же ветром занесло на Первый канал столь бестолковое создание.
На самом деле девушка — профессионально разыгрывает публику. Она окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства и работает в музыкально–драматическом театре «БУФФ». Киноработ у Михеевой всего две, и те крошечные: в 2010 году она дебютировала в артхаусном фильме «Золотое сечение» с Алексеем Серебряковым, а в 2012-м сыграла второстепенную роль в криминальном сериале «Чужой район». Создателям ее образа только на руку такая небогатая фильмография — вряд ли примелькавшаяся актриса смогла бы играть подобную роль столь же убедительно. Впрочем, Алле только 24 года, и в ее артистической карьере вполне еще может случиться что-нибудь большое и значительное, если, конечно, она не застрянет навечно в «Вечернем Урганте». Ведь есть у ярких, гротескных образов одна нехорошая особенность — они прирастают к актерам намертво. К примеру, так вышло с Анастасией Заворотнюк, актрисой МХАТа — стоило ей появиться в эксцентричном ситкоме «Моя прекрасная няня», как эта маска приклеилась к ней навсегда. Как бы ни спорили телеаналитики, говоря о новом тренде, в одном они сходятся: появление таких спорных «персонажей» — явный показатель кризиса телевидения как такового и всеобщей потери интереса к нему. Точнее того, что каналы решаются на самые крайние меры, пытаясь удержать аудиторию, а значит и рекламодателя. Девочки-дурочки стали всего лишь очередным витком стратегии эпатажа и провокации — она действительно дает мощный и мгновенный эффект, но он довольно быстро улетучивается, если история не получает должного развития. Нет сомнений, что в скором времени Света из Иванова, и Аллочка Михеева покинут эфир — передачу первой уже передвинули с праймового вечернего времени на 23:10, вторую пока поддерживает на плаву сидящий рядом Иван Ургант, но хватит ли его надолго? Ведь кроме того, чтобы одним своим видом подогревать чувство превосходства у обывателей, девочкам больше сказать нечего… Или не полагается по образу.

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Корпорация “Святые моторы”»

    17 октября 2012 / Ксения Рождественская

    Многолетнее молчание Леоса Каракса нарушил фильм о великом кинематографе, глобальном одиночестве и красоте неприличного жеста.

    Комментировать
  • Сила Данилы: О настоящей любви, детских комплексах и отношениях с мамой — неожиданные признания и эксклюзивные фото Данилы Козловского

    16 апреля 2013 / Ирина Данилова

    Данила Козловский обычно скуп на откровенные признания — а как иначе поддерживать имидж таинственного и желанного героя? Но THR удалось выведать кое-какие тайны главной надежды российского кино. Данила рассказал о своем самом близком человеке, раскрыл секрет успеха и поделился страхами.

    Комментировать
  • «Исчезновения Элеанор Ригби» с Джессикой Честейн. Два в одном

    09 декабря 2014 / Хилари Льюис

    От себя не убежать, но героиня Джессики Честейн попыталась: пережив страшную трагедию — смерть ребенка, — она принимает решение исчезнуть. Впрочем, главное в фильме — не сюжет, а подача. История в драме Неда Бенсона показана с двух равноправных точек зрения — пропавшей Элеанор и ее мужа Конора.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus