Канны 2014: «Левиафан» Андрея Звягинцева в дневниках Никиты Карцева

Канны 2014: «Левиафан» Андрея Звягинцева в дневниках Никиты Карцева
Кадр из фильма "Левиафан"

Может быть, поэтому так сложно говорить о нем спокойно и взвешенно. Слишком сложно отделаться от первых эмоций, протереть глаза, вытащить из ушей этот гул от музыки Филиппа Гласса на финальных титрах.

Сюжет фильма начинается с того, с чего худо-бедно начинался каждый хороший (и не очень) русский фильм в последнее время. Николай (Алексей Серебряков) — человек-золотые руки — живет в скромном доме, который строил еще его отец. Из окон открывается прекрасный вид на Русский север. С кухни — не менее прекрасный вид на ее хозяйку, молодую жену Лилю (Елена Лядова). С ними живет сын Николая от первого брака, Рома. Сюда же направляется Дмитрий (Владимир Вдовиченков) — бывший армейский товарищ главного героя, успешный московский адвокат. Вместе они будут решать невыполнимую задачу — бороться за частную собственность, то есть дом и землю, на которую положил глаз местный мэр (Роман Мадянов). Бороться начнут в суде и по закону, но закончат все равно на пустыре с пистолетом у виска. Впрочем, самый главный выстрел прозвучит в другом месте и совсем из другого орудия.

Мощь Звягинцева — в его последовательности. Впервые в своем кино создав на экране настолько узнаваемый русский быт, со всеми его алкогольными застольями, мгновенной вспыльчивость и отходчивостью, жадностью и широкой душой, преступностью и святостью наконец — режиссер упрямо гнет свою ветхозаветную линию, начатую еще в "Возвращении".

На этот раз внутренний, метафизический сюжет вертится вокруг истории Иова — человека, который потерял все, но только не веру в Бога. С той лишь разницей, что Звягинцев не продолжает повествование до счастливого финала — момента, когда Бог заметит Иова и воздаст ему за все страдания. Наоборот, фильм обрывается на самой больной ноте.

Зло, не понесшее наказания. Страдания, оставшиеся без прощения. Будущее, в котором нет надежды. И люди, в которых так много человеческого — и так мало человечности.

Этот фильм — и есть левиафан. Мифическое чудовище, пожирающее каждого на своем пути. И он же — единственное спасение от него.

Материалы по теме

  • Сэм Рэйми о том, как из «Оза» ушел Роберт Дауни-мл., почему он не стал режиссером «Хоббита» и горд ли ремейком «Зловещих мертвецов»

    05 марта 2013 / Денис Данилов

    С пресс-туром «Оза: Великого и Ужасного» в Москву приехал режиссер картины Сэм Рэйми, поговоривший с THR.ru о диснеевских сказках и дружбе с Джонни Деппом.

    Комментировать
  • В Сети появилось семь новых постеров «Людей Икс»

    05 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    Ки-арты «Дней минувшего будущего» пополнились парными, индивидуальными и групповыми постерами.

    Комментировать
  • Дэвид Фрэнкел экранизирует роман «То, о чем забыла Алиса»

    17 июля 2014 / Редакция THR Russia

    Режиссер фильма «Дьявол носит Prada» расскажет историю влюбленной девушки, чья жизнь кардинально меняется после полученной травмы головы: теперь она разведенная мать-одиночка и у нее двое детей.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus