Лучшие фильмы и сериалы фестиваля «Движение»

Лучшие фильмы и сериалы фестиваля «Движение»

Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» уже давно зарекомендовал себя, как один из лучших смотров страны, так что отобрать его лучшие фильмы столь же сложно, как жюри — определить победителей. Даже если не учитывать внеконкурсные показы. 6-е «Движение» выдалось невероятно сильным по программе, так что задача оказалась практически непосильной. Особенно, с учетом программы сериалов, в которой откровенно слабых работ просто не было. Другими словами, заранее прошу прощения у создателей всех достойных работ, которые в этот список не попали.

 

«Юморист»

Режиссер Михаил Идов

В ролях: Алексей Агранович, Алиса Хазанова, Юрий Колокольников, Павел Ильин, Полина Ауг, Ольга Дибцева, Вильма Кутавичюте, Семен Штейнберг

В этом году конкурсная программа расширилась, из-за чего было принято решение, дабы не тратить драгоценное время, открыть и закрыть смотр фильмами основного конкурса. И открыл его «Юморист» Михаила Идова, задрав планку на внушительную высоту. Особенно, для фестиваля дебютов. Это тем более отрадно, что, признаться, лично я от картины многого не ждал. Хотя бы потому что, что Идов — талантливый писатель и сценарист, но не режиссер. Впрочем, справедливости ради, режиссура по итогу и стала самой слабой составляющей ленты.

«Юморист» — это история популярного эстрадного писателя-юмориста Бориса Аркадьева (собирательный образ, блестяще сыгранный Алексеем Аграновичем), его взаимоотношений с власть имущими, семьей, коллегами и друзьями. Действие происходит в 1984 году, когда о том, что Советский Союз вскоре развалится, не было и помыслов. Это было время, когда все, что говорилось со сцены или на экране, проходило литовку (утверждение), а неудачная шутка могла стать крахом не только карьеры, но и жизни в целом.

Борис, интеллигентный, хорошо образованный, немолодой еврейский мужчина (Аркадьев — творческий псевдоним, с настоящей фамилией все было бы намного сложнее), имеет просторную квартиру в центре столицы, любовь миллионов, благоволение партийных бонз, но ему тяжело мириться с тем, что он вынужден молчать о том, что действительно думает, и наоборот, приходится сотни раз читать монолог пляжного фотографа, написанный исключительно на потребу не слишком взыскательной публики.

А потому он пьет, имеет скверный характер, и вся его отрада — дочь, да и то, потому что она еще мала и любит, несмотря ни на что. Старшего сына он, похоже, уже упустил, а с женой (Алиса Хазанова), скорее, партнерские отношения. Аркадьев не отказывает себе в сексе на одну ночь, но даже это не приносит ему должного удовлетворения. Ему хочется бежать, но от себя не убежишь.

Хотя это был первый фильм фестиваля, как-то сразу стало понятно, что Алексей Агранович обязательно получит приз за лучшую мужскую роль. Это одна из лучших его работ (наряду с недавней «Частицей вселенной») и, казалось, лучшего мы уже не увидим. На деле, так и оказалось, так что выход актера на сцену приветствовался, пожалуй, наиболее горячо.

Однако было бы несправедливым сказать, что на нем держится все. В конце концов, короля делает свита. И тут нельзя не отметить мощный каст — от Алисы Хазановой, выжавшей максимум из образа давно смирившейся со всем жены, до Юлии Ауг в камео восторженной фанатки. А между ними и Юрий Колокольников в роли звезды киноэкрана, и Полина Ауг в весьма смелом образе случайной любовницы Бориса, и Павел Ильин, сыгравший его концертного директора.

Отдельно стоит упомянуть всех, кто отвечал за картинку — включая реквизиторов, собравших в кадре массу примет того времени, что придало происходящему большую достоверность. Эффект узнавания тех или иных вещей и предметов так же силен, как и грусть от осознания того, что между происходящим на экране, и сегодняшней действительностью не такая уж значительная разница.

 

«Место!»

Режиссер Андрей Вальдберг

В ролях: Алексей Филимонов, Яна Гурьянова, Александр Кузнецов, Михаил Кремер, Андрей Корешков, Иван Василевский

В отличие от многих других фильмов-участников фестиваля, «Место!» Андрея Вальдберга реальный полнометражный дебют (по правилам «Движения» дебютом считаются и вторая, и даже третья работа) — страстный, снятый буквально на голом энтузиазме без денег и перспектив. Что видно практически во всем, но это ленту нисколько не портит — даже наоборот, придает ему дополнительное очарование.

И если забежать немного вперед, именно эта картина видится мне при всех достоинствах «Сулейман Горы» наиболее достойной главного приза. Потому что в ней видна не только трепетная любовь к кино, но и потенциал режиссера. Я абсолютно убежден, что при должном бюджете и возможностях, Вальдберг может проделать путь, который некогда прошли Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Алексей Мизгирев, Николай Хомерики и многие другие.

Действие фильма происходит на окраине Москвы, его герои — молодые парни и девчонки, жители окраинного, типичного спального района, не нашедшие своего места в жизни. Но все это могло бы произойти, где угодно. В том же Омске или Перми, как и, например, Нью-Йорке или тихом американском пригороде (какая, по сути, разница — панельные многоэтажки или богатые частные дома?).

Серый (его сыграл сам режиссер) переживает из-за смерти друга, который «словил бэд-трип» и вышел в окно. Причем в этом виноват сам Серый, потому что именно у него ту дрянь погибший и купил. Ему и самому бы прекратить торчать, о чем постоянно твердит его девушка Юля (Яна Гурьянова), но без толку, а потому она решает, что их отношениям пришел конец.

Тем временем, два друга Вова (Михаил Кремер) и Костя (Андрей Корешков) пытаются достать 10 грамм гашиша, чтобы скоротать вечер, а Краст (Алексей Филимонов), давно влюбленный в Юлю, пытается воспользоваться моментом и уговаривает ее поехать вместе отдыхать. В сюжет также вплетены два брата-дилера и еще несколько колоритных личностей. И все либо потребляют наркотики, либо продают, либо совмещают эти два занятия.

Сразу хочется обозначить: это все настолько не пропаганда наркотиков, что «Место!» можно показывать в школах. После него уж точно не захочется что-либо принимать. Поскольку ни для кого на экране это не заканчивается ничем хорошим. Хочется верить, что это будет понятно и тем, кто принимает решения, и картина доберется до зрителя.

Фильм разбит на главы, сюжеты которых переплетены и даже закольцовываются, в чем несложно углядеть след Тарантино. Да и не только в этом. Достаточно вспомнить вызвавший смех в зале диалог Вовы и Кости — выспренный и совершенно далекий от реальности, но в этом нет ничего, кроме авторской иронии, игры на публику, и та дарит в ответ заслуженные аплодисменты. В конце концов, кто только ни пытался использовать приемы из «Криминального чтива» и «Бешеных псов», — получалось у единиц. У Вальдберга получилось.

Как получилось собрать замечательный актерский ансамбль, удостоенный на фестивале специального диплома жюри, и найти талантливого оператора Александра Матухно, получившего приз за лучшую операторскую работу. Тут хочется процитировать лауреата: «До сих пор не могу осознать, что наш фильм прошел такой длинный путь. Который ночами снимался в спальном районе Москвы, где ломались двери, разбивались бутылки, местные жители грозились ментами, который полностью снимался на коленке с фотокамерой и монтировался на 11-ти дюймовом маке и который сейчас добрался до кинофестиваля дебютов «Движение».

Ради такого и был 6 лет назад создан фестиваль.

 

«Звоните ДиКаприо!»

Режиссер Жора Крыжовников

В ролях: Александр Петров, Андрей Бурковский, Юлия Александрова, Юлия Хлынина, Александра Ревенко, Антон Васильев, Анна Невская

Минисериал Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо!» был включен в основной конкурс, где первые три эпизода 8-серийного проекта боролись за главный приз с полнометражными картинами, хотя на «Движении» есть отдельный конкурс сериалов — «Движение. Навстречу». Это, как и то, почему работа автора как минимум трех полнометражных фильмов (не считая «Елки новые», которые снимала целая группа режиссеров), участвовала в фестивале дебютов наряду с реальными новичками, оставим на совести организаторов. В конце концов, наша задача в другом — оценить сам сериал.

В центре сюжета — популярный актер Егор Румянцев (Александр Петров), купающийся в деньгах и всенародной славе. Однако звездная болезнь превратила его в занозу в задницах коллег, друзей и близких. И это еще мягко сказано. Румянцев срывает съемки, устраивает дебоши, плюет на просьбы о помощи своих родственников. Список его отрицательных качеств длиной с километр, зато графа «достоинства» девственно чиста. И вот он узнает, что уже давно живет с ВИЧ, что подтверждает повторный тест. Как это изменит жизнь Егора, которая может оказаться куда короче, чем он рассчитывал?

О сериале в превосходной степени можно говорить долго. Тут и прекрасно выписанные диалоги и персонажи (что подтверждает приз за лучший сценарий), и отличная операторская работа, и великолепный актерский ансамбль (дуэт Александра Петрова и Андрея Бурковского, играющего актера-неудачника и родного брата Егора, получил диплом фестиваля), и, конечно, прежде всего, филигранная режиссура. Что, впрочем, неудивительно, поскольку то же самое можно было сказать и про полнометражный дебют Крыжовникова пятилетней давности «Горько!».

Без сомнения, это будет настоящий телевизионный хит, хотя одно авторское решение все же не дает мне покоя. Речь об образе главного героя. История кино знает массу примеров, когда центральными персонажами становились не самые лучшие люди на свете, в том числе наемные убийцы, маньяки и наркоторговцы. При этом им удавалось сопереживать — в силу причин, которые толкали их на злодеяния, и/или природного (положительного!) обаяния актера. Однако ни того (во всяком случае, в первых трех сериях), ни другого здесь сказать нельзя. Александр Петров — артист другого склада. Что не упрек и не недостаток. Исключительно особенность внешних данных.

Ну не удается сопереживать Егору! Вообще. Более того, хочется задушить собственными руками. Румянцев — конченный ублюдок. Просто негде ставить клеймо. В нем нет решительно ничего хорошего. Он делает несчастными всех, кто его окружает. Не дай бог кому-то оказаться рядом с подобными типом. Он предаст, подставит, разобьет твою жизнь и пойдет дальше, не оборачиваясь. Так насколько увлекательно следить за подобным героем? Ведь даже в мэре-взяточнике, персонаже Павла Деревянко из «Домашнего ареста», другого хита онлайн-сервиса ТНТ-Премьер, где вскоре должен выйти проект Крыжовникова, есть что-то хорошее, а тут нет.

Разумеется, по законам кино персонаж Петрова просто обязан развиваться. И, наверное, ближе к концу он встанет на путь исправления. Вот только уже в первых сериях он совершил такое, что невозможно искупить ничем. Не думаю, что ошибаюсь, но все же давайте проверим, благо сериал стартует уже 20 октября.

 

«Мертвое озеро»

Режиссер Роман Прыгунов

В ролях: Евгений Цыганов, Павел Табаков, Андрей Смоляков, Александр Робак, Александра Ребенок, Полина Кутепова, Ксения Кутепова, Тимофей Трибунцев, Надежда Михалкова, Виктор Хориняк

К перечисленным именам стоит добавить продюсерское трио Валерия Федоровича, Евгения Никишова и Петра Анурова, чтобы стало окончательно понятно: перед нами один из главных телехитов сезона. Потому что у такой команды плохо получиться просто не могло. Сериал еще до выхода окрестили русским «Настоящим детективом», и это вполне оправданно — и по стилистике, и по сюжету, и, в известной мере, по уровню.

Криминальный триллер начинается со сцены, в которой герой Евгения Цыганова, опытный московский следователь Максим Покровский, лежит в окровавленной ванной с перерезанными запястьями. Что его подтолкнуло к самоубийству, в первой серии, показанной на фестивале, не раскрывается, но герой сразу обретает объем, а фирменная цыгановская мрачность и безэмоциональность — причину. Так или иначе, тихо уйти следаку не дает звонок высокого начальника. И вот он уже в заполярном поселке Чангадан, где добывают уран.

Благодаря градообразующему предприятию, и осваивающему это крайне полезное и дорогое ископаемое, этот поселок городского типа процветает: местный олигарх Юрий Кобриц (Андрей Смоляков), владелец этой миллиардной компании, не скупится на благоустройство родного Чангадана. Но теперь все может пойти иначе, потому что Покровского вызвали сюда в связи с убийством дочери Кобрица. И по всему видно, ритуальным…

Загадочное убийство девушки в местечке на отшибе, которое приехал расследовать столичный опер, — тут можно вспомнить не только «Настоящего детектива», но и «Твин Пикс», не говоря уже о недавних «Острых предметах» (там, правда, был не следователь, а журналист, но это неважно). И все эти комплементарные сравнения не выглядят нелепыми, потому что съемочной группе Романа Прыгунова удалось выдержать ритм, стиль и общий уровень всего, что происходит и звучит на экране, на высоте. Не удивлюсь, если вскоре его «Мертвое озеро» окажется в сети Netflix.

Здесь нет ходульных героев — даже местные чангаданские менты при минимуме экранного времени успевают продемонстрировать характеры, причем абсолютно разные. Зато есть несколько крайне занятных персонажей, и прежде всего, корреспондент поселковой газеты в исполнении как всегда безупречного Тимофея Трибунцева и сотрудницы краеведческого музея, сиамские близнецы Зинаида Петровна и Татьяна Петровна (Полина и Ксения Кутеповы).

Конечно, интригует и история Покровского — попытка суицида стала той наживкой, заглотив которую зритель с первых минут будет следить за развитием сюжета и ждать, когда же все раскроется. Причем что интереснее — тайна героя Евгения Цыганова или раскрытие убийства — большой вопрос.

Кстати, помимо «Мертвого озера», в этом топе должен был бы быть еще один проект ТВ-3 — «Обычная женщина» Бориса Хлебникова, но она и так обласкана нашим вниманием: об этом сериале мы писали уже трижды (http://thr.ru/tv/glavnye-rossijskie-serialy-oktabra-2018/, http://thr.ru/tv/obycnuu-zensinu-s-annoj-mihalkovoj-posmotrat-zarubeznye-zriteli/, http://thr.ru/tv/obycnaa-zensina-borisa-hlebnikova-nominant-kinofestivala-v-curihe/), и это еще наверняка не конец, так что я скажу лишь то, что это не менее достойная работа. А пятую строчку оставлю под короткий метр.

 

«Яна — это Аня наоборот»

Режиссер Яна Гладких

В ролях: Полина Агуреева, Евгений Сытый, Павел Чинарев

Яна Гладких — актриса, знакомая многим по сериалам Первого канала «Отличница» и «Частица вселенной», а также фильму Оксаны Карас «Репетиции». «Яна — это Аня наоборот» — известная уже несколько лет в театральных кругах пьеса Анастасии Кузнецовой (в сети есть пара ее занятных читок по ролям), так что совпадение имени режиссера и названия — совпадение и ничто больше. одноименная 16-минутная короткометражка, получившая главный приз конкурса «Движение. Начало» — дипломный фильм Яны на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Реально первый у Гладких как режиссера.

Сказано все это не для того чтобы защитить или оправдать. Наоборот. Это абсолютно зрелый, обезоруживающе талантливый и настолько сильный фильм, что конкурировать с ним всем прочим было просто невозможно, и его победа была самой предсказуемой на фестивале. А еще он ужасно смешной, потому что Полина Агуреева, Евгений Сытый, Павел Чинарев, равно как и остальные актеры, сыгравшие полицейских и пассажиров электрички, превратили и без того прекрасный текст в комедию, какие не часто увидишь на экране.

По сюжету, женщина чуть за сорок по имени Аня (Агуреева), расстроившись из-за истории с букетом, которую она потом уморительно будет рассказывать участковому, картинно садится на рельсы и ждет поезда. Покончить с собой Ане не дают, и ей приходится объяснять молоденькому лейтенанту, что, собственно, произошло. Естественно, с массой ненужных подробностей.

Тем временем, ее муж Сергеич (Сытый) со своим молодым напарником Славиком (Чинарев) ходят по вагонам подмосковной электрички, распевая песни, чтобы хоть немного заработать. А в промежутках между выступлениями выясняют отношения, потому что Славик переспал с Аней…

Казалось бы, чистая бытовуха, сколько такого мы видели и в кино, и в реальной жизни. Кто-то, возможно, слышал подобное в той же электричке. Но бог в деталях, и дело не в том, что рассказано, а как. В фильме нет ничего, что выдавало бы в нем ученическую работу. Он вполне мог бы стать частью полного метра, хотя не факт, что сохранил бы свое очарование на стайерской дистанции.

В любом случае, нет сомнений, что мы наблюдаем рождение нового молодого режиссера, готового сделать шаг в большое кино. Не будем забывать, что смешить куда труднее, чем выжимать слезу. Так что «отличница» Яна Гладких сдала экзамен на отлично.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus