ММКФ 2018: исследование человеческой природы и желание понять себя и мир вокруг

ММКФ 2018: исследование человеческой природы и желание понять себя и мир вокруг

«В моём фильме нет хороших или плохих героев. Есть просто люди: такие, какие они есть», — считает латвийский режиссёр Янис Нордс, показавший в рамках основного конкурса 40-го Московского международного кинофестиваля свой фильм «С пеной у рта».

Главный герой драмы — бывший полицейский Дидзис (Вилис Даудзинс), вынужденный сменить работу после того, как потеряет ногу в аварии. Теперь он тренирует служебных собак для бывших коллег, а на его заднем дворе живут три бойцовских пса. Жена Дидзиса (Иева Пьюк) работает в спортивной школе физиотерапевтом и последние два года ежедневно занимается здоровьем своего супруга. В семейной паре намечается явный разлад: один чувствует себя обузой, а другая — просто медсестрой. Однажды Дидзис начнёт подозревать свою жену в измене и попытается уличить её в обмане. Тем временем у собак появляются проблемы со здоровьем — они заражаются бешенством и сбегают из дома, начиная терроризировать местных жителей.

«Мы специально использовали животных как фон для демонстрации человеческих отношений. Есть определённое сходство между тем, как собаки заражаются бешенством, а люди заражаются эмоциями, ревностью, подозрением или злостью. Во время съёмок мы даже шутили над тем, что снимаем фильм о вампирах, которые покусали и заразили друг друга», — признаётся Нордс.

«С пеной у рта» — исследование человеческих чувств и поведения в нестандартных ситуациях. Нордс намеренно не рассказывает зрителю предысторию главного героя и сразу бросает протагонистов в сюжет. Зритель не должен отставать, ведь за 80 минут экранного времени несколько персонажей испытают личностный регресс или эволюцию. Режиссёр поставит своих героев на перекрёсток любви и отношений, и даёт каждому из них выбирать свой путь.

Работа Нордса — мрачное и холодное, но в то же время пронизанное теплотой человеческих эмоций кино, которое до конца не даст зрителю понять, кто прав, а кто виноват. С пеной у рта в фильме окажутся не только бешеные собаки, но и люди, часто забывающие о том, кто они.

«Изначально, я собирался снимать другой финал, где главный герой умирает. Он даже был прописан в сценарии. Но потом я вспомнил свои студенческие годы. Тогда все, кто хотел снять эффектный фильм, убивали своих героев в конце. Мне не хотелось ставить штамп на картине и создавать трагедию, поэтому я решился сделать финал открытым», — комментирует Нордс.

Режиссёр фильма дарит главному герою второй шанс. Он хороший парень, почему бы ему не попробовать ещё?

И если персонаж фильма латвийского режиссёра готов начать всё сначала и пройти путь заново, то вот о героях драмы «Ночной бог» казаха Адильхана Ержанова такое сказать нельзя. Их путь в буквальном и фигуративном смысле повторять бы никто не захотел.

Сюжет «Ночного бога» улавливается с трудом, а есть ли он вообще — не всегда понятно. Главный герой — некий человек в шляпе, который вместе со своей 15-летней дочерью пытается найти ночлег. Где они, и куда направляются — неизвестно. Вокруг персонажей одни трущобы и разруха. Только устроившись, к герою подходят люди в штатском и «вежливо» просят покинуть место, посоветовав найти работу в массовке ТВ-шоу. Именно там на отца надевают реквизитную бомбу, которая неожиданно оказывается настоящей. Чтобы снять взрывчатку с тела герою и его дочери предстоит пройти все круги ада, включая бюрократию, произвол власти и насилие.

Фильм Ержанова — самый авторский из всех, что вошли в основной конкурс, и подойдёт далеко не каждому зрителю. За 110 минут фильма не случается ничего, что может показаться красивым, глубоким или интересным. Тогда как странных и алогичных сцен будет предостаточно. Например, можно посмотреть на то, как один из задержанных «нелегалов» бьётся головой о стену автобуса, а потом с минуту лежит на полу. Или на то, как в окне одной из декораций появится бюст женщины, а камера крупным планом будет несколько минут снимать, как она кружится под струёй воды. Что это значит? Рассказывает сам режиссёр:

«Я считаю, что если в фильме что-то конкретно значит — это плохо. Я не закладывал смысловой эквивалент ни в один элемент. Образы в кино хороши только до тех пор, пока они ничего не обозначают. Я буду только рад, если они помогут понять происходящее», — сказал Ержанов.

Ержанов не знает, как символизм и образы работают и могут помочью в раскрытии фабулы или персонажей. Картина переполнена метафорами, но вот понятны ли они зрителю или самому создателю – непонятно.Из-за этого почти все сцены становятся неоправданно затянутыми и скучными. Диалогов в фильме мало, а те, что есть, неоправданно грубы или глупы. Зато в «Ночном боге» есть закадровый голос, цитирующий жизнеутверждающие и глубоко философские мысли главного героя. 

Весь фильм персонажи «Ночного бога» идут за ответами. Но вот найти их им вряд ли удастся.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus