ММКФ 2018: тяжелые трагедии разного масштаба

ММКФ 2018: тяжелые трагедии разного масштаба

Утро второго дня открыл показ фильма «Спитак», и, несмотря на раннее начало, от желающих не было отбоя – пришлось даже открывать второй зал для тех, кто не попал в основной. Новый фильм Александра Котта рассказывает об ужасной трагедии 1988 года – землетрясении, унесшем тысячи жизней. Тема подобных катастроф достаточно сложна, особенно с учетом того, что до сих пор многие помнят эти события и права на ошибку у съемочной команды попросту нет. Ошибки и не произошло: рассказ о трагедии вышел честным и до боли правдоподобным.

Пожалуй, первое, что бросается в глаза – это почти полное отсутствие слез в кадре. Трагедия только произошла и времени на скорбь попросту нет: многим все еще нужна помощь, остается куча нерешенных проблем. Незримо в кадре всегда висит мрачная решимость: да, горе уже произошло, но это совсем не повод опускать руки, даже несмотря на подступающее тихое отчаяние.

Сюжет полностью сосредоточен на том, что люди готовы объединиться и помочь друг другу в трудный момент. По просьбе армянской стороны съемочной команды из сюжета полностью выброшена линия с мародерством: по словам продюсеров проекта, им было важно рассказать именно о человечной стороне трагедии, об объединении перед лицом страшной трагедии. «Землетрясение – это последнее событие, которое объединило советский народ перед развалом СССР».

Александр Котт также добавил, что все съемки проходили буквально «на цыпочках»: не только главные герои в фильме, но и люди из массовки (набранные буквально с улицы добровольцы) относились к проблеме очень трепетно. Ужасная сцена с мертвыми детьми в школе (которая, кстати, имело месть и в реальности) снята с теми детьми, которых приводили сами люди. Для многих это было очень важно.

Вторым фильмом дня стал «Заблудшие», дебютная лента новозеландского режиссера Дастина Финили, ранее снимавшего только короткометражки. В центре сюжета – два потерянных человека: Джон недавно досрочно вышел из тюрьмы, где сидел за нанесение тяжких телесных повреждений, а Грейс только вышла из психиатрической клиники. Оба чувствуют сильную отчужденность от окружающей действительности, и лишь встреча друг с другом помогает им прийти к шаткому равновесию внутреннего и внешнего мира.

«Заблудшие» вновь говорит о трагедии, но не столь масштабной, как в ленте Котта, а о трагедии персональной, можно сказать, интимной. Финили минимальными средствами добивается ощущения потерянности двух героев: в кадре почти нет лишних людей, практически полностью отсутствует музыка и очень большой акцент делается на звуках окружения. Фильм в какой-то степени вновь обращается к фестивальной формуле «среза жизни», но делает это довольно тонко: статичность происходящего хоть и присутствует, но и развитие тоже никуда не пропадало. Очень остро чувствуется влияние советского и восточноевропейского кинематографа, что подтвердил и сам Финили: по его словам, «Сталкер» Андрея Тарковского оказал на него неизгладимое впечатление.

Интересной деталью является то, что деньги на съемку фильма Дастин собирал через краудфандинг, народное финансирование, и сумел получить невероятные для Новой Зеландии $125000. Конечно, большую сумму внесли те, кто разбирается в искусстве, но хватало и простых новозеландцев, поверивших в успех картины соотечественника. Стоит обратить внимание и на то, что «Заблудшие» - не только дебют режиссера, но и первая новозеландская картина в основном конкурсе ММКФ за всю историю.

Материалы по теме

  • Второй день «Кинотавра» в фотографиях

    04 июня 2012 / Илья Кувшинов

    В центре внимания на второй день «Кинотавра» оказались конкурсные картины «Рассказы» и «Белый мавр». Незадолго до этого Борис Хлебников и съемочная группа фильма «Пока ночь не разлучит» пообщались с прессой, а в Зимнем театре стартовала программа «Короткий метр».

    Комментировать
  • Берлин 2018: главный приз достался румынской картине

    25 февраля 2018 / Редакция THR Russia

    "Довлатов" Алексея Германа-мл. и "Профиль" Тимура Бекмамбетова также получили награды.

    Комментировать
  • Торонто 2018: Кристен Стюарт изображает мальчика

    15 сентября 2018 / Ольга Белик

    Также – Джуди Денч ворует госсекреты, а Роберт Редфорд грабит банки.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus