Рецензия: «50 оттенков серого» с Джейми Дорнаном и Дакотой Джонсон

Рецензия: «50 оттенков серого» с Джейми Дорнаном и Дакотой Джонсон
Кадр из фильма «50 оттенков серого»

Чуть более 10 назад режиссер Стивен Шейнберг выпустил эротическую драму «Секретарша». В одном из эпизодов картины склонная к самобичеванию героиня Мегги Джилленхол послушно стояла на четвереньках, на стоге сена и с морковью в зубах, пока босс мистер Грей экстатично привязывал к ее спине лошадиное седло. Фильм, как и сама Мегги, производил двоякое впечатление — на первый взгляд чуточку нескладный и неуклюжий, но вместе с тем обворожительный и в чем-то даже вдохновляющий. Очерковость в изображении секс-патологий помогала «Секретарше» донести одну очень простую идею. В абсолютной наготе зарождается доверие, а грязные игры не исключают чистых чувств (скрывать-то больше нечего). Неслучайно в конце фильма Джилленхол с просветленной улыбкой бросает на только что застеленную кровать мертвого таракана — новая жизнь не терпит старых паразитов.

Приблизительно такую же мысль пыталась донести Сэм Тейлор-Джонсон в экранизации «50 оттенков серого». Но в постановочном вальсе, исполненном под фортепианный аккомпанемент Кристиана Грея, стали проявляться черты неряшливо замаскированной чечетки. Выправить ситуацию могли бы закадровые монологи, если бы от них по неведомой причине не решили отказаться.

Студентка литературного факультета Анастейша Стил (Дакота Джонсон) робка и застенчива. За неделю до выпускного девушка отправляется в офис молодого миллиардера Кристиана Грея (Джейми Дорнан), чтобы взять у него интервью для студенческой газеты. Встреча с обаятельным и загадочным яппи открывает для нее дверь в новый мир. Но, в отличие от Тэсс из излюбленного ею романа Томаса Харди, Анастейша переступает за порог не из-за нужды, а воспаленного любопытства.

И если первый сексуальный опыт показался скромной девственнице романтической прелюдией, то последующее изучение половых отношений несло более экстремальный характер. Обошлось, впрочем, без порнографии: «анальные пробки и вагинальные зажимы» из предложенного Греем контракта Анастейша вычеркнула, а полуприкрытым лобком избалованных кабельным ТВ зрителей уже не удивить.

Жизнь Кристиана Грея — утопическая фантазия героя Джейми Дорнана из сериала «Крах». Его маньяк, словно вредный пакостливый мальчишка, хочет быть услышанным в матриахальном рое преуспевающих дам. Но ломающийся голос раздается лишь в ушах жертв и непоколебимой следовательницы Джиллианн Андерсон — этакой демонической захер-мазоховской женщины, которая заправляет судьбами мужчин в сером королевстве.

В «50 оттенках» все иначе. И природа ярче, и улыбок больше, и люди понимающие. Только одержимость та же.

«Подчинив себя, я обрел свободу. Никакой боли, никакой ответственности», — убеждает Анастейшу Кристиан. Спорно, но возможно. Свободный человек непоправимо несчастен, если верить экзистенциалистам. Как только что-нибудь идет не по плану, Грей направляется в «комнату боли», где на несколько минут обретает контроль над бесконтрольной жизнью. Анастейша дарит хозяину наслаждение, а он позволяет его доставлять.

Пробирочное удовольствие длится недолго. Стоит только выйти из комнаты, как ярмо «свободного человека» вновь виснет на шее в виде туго затянутого галстука. Cтановится ясно, почему Анастейше нравится именно этот элемент одежды в гардеробе мистера Грея — с его помощью самозабвенный БДСМщик преображается в щедрого романтика. Почти что волшебная сказка, только Золушка ходит в приталенных костюмах и с аккуратно выбритой щетиной.

Учитывая количество отличных шуток, подавляющая часть которых исходила от Дакоты, а также богатую на обыгрыши тему «доминантов и сабмиссивов», от Тейлор-Джонсон вполне можно было ожидать нечто вроде легкой сатиры. Но слишком уж любят авторы фильма своих героев, чтобы изображать Анастейшу наивной дурочкой, а Грея — циничным монстром, неустанно работающим в режиме потребления. Может, оно и к лучшему. В ином случае «50 оттенкам серого» было бы нечего противопоставить нервной улыбке «Исчезнувшей», главного оборотня минувшего года.

«50 оттенков серого» (Fifty Shades of Grey) / США, 2015 г., 125 мин. Режиссер: Сэм Тейлор-Джонсон. В ролях: Джейми Дорнан, Дакота Джонсон, Люк Граймс, Виктор Расук, Элоиза Мамфорд, Марша Гей Харден, Рита Ора, Макс Мартини. В прокате с 12 февраля (UPI)

Читать далее: Сэм Тейлор-Джонсон: «Работать с Э.Л. Джеймс было невыносимо»

Читать далее: «50 оттенков серого». Конец цвета

Читать далее: Борцы с домашним насилием призывают бойкотировать «50 оттенков серого»

Материалы по теме

  • Леонардо ДиКаприо сыграет в «Возвращенце»

    16 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    Вестерн, основанный на романе Майкла Пунке, поставит Алехандро Гонсалес Иньярриту.

    Комментировать
  • Дженнифер Лоуренс. Восхождение на голливудский Олимп

    15 ноября 2014 / Геннадий Устиян

    Ее карьера не может не восхищать. Дженнифер Лоуренс в свои 24 года не только получила главную голливудскую награду и признание коллег — она стала любимицей миллионов. Роли, внешность, непосредственное поведение и высказывания — все работает на нее. И даже украденные из мобильника фотографии в стиле ню не подмочили репутацию актрисы, а лишь закрепили статус звезды. Геннадий Устиян по просьбе THR размышляет, как «жизнь в аквариуме» отсеивает «сделанных» по старинке медийных персон.

    Комментировать
  • «Удивительная легкость» Сидни Поллака: Сорокалетняя история фильма, с которым борется Арета Франклин

    10 сентября 2015

    В 1972 году знаменитый режиссер провел два дня в церкви района Уоттс в Лос-Анджелесе, где Арета Франклин записывала свой выдающийся госпел-альбом. Он заснял все на пленку, но забыл синхронизировать звук. И вот сейчас, спустя 43 года, фильм наконец-то готов к показу – если только суд не запретит его. По требованию Франклин.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus