Рецензия: «Бои без правил» Жана-Стефана Совера

Рецензия: «Бои без правил» Жана-Стефана Совера

Билли Мур – раздолбай и повеса, торгующий наркотиками в Тайланде. Еще Билли увлекается боксом – это его и спасет, когда полиция придет за молодым британцем. Попав в тюрьму вдали от родины, он быстро понимает, что бои – единственный способ выжить.

Билли Мур – человек реальный, и история, показанная в фильме, произошла на самом деле. Собственно, по книге «Предрассветная молитва» фильм и снят, и в оригинале картина называется точно так же. Опыт ему пришлось пройти травмирующий во всех смыслах: он ломался психологически и физически, но выстоял – и рассказал обо всем честно и без прикрас. А в фильме появился в качестве камео, сыграв собственного отца.

Фильм, само собой, тоже идет по пути откровенности: близкие кадры потных тел, страшная жестокость заключенных, грязь и пакость тюремного быта – камера все фиксирует с документальной доскональностью. Картина погружает в этот жуткий мир по полной, вплоть до какого-то физического желания помыть хотя бы руки. Вкупе с очень телесной картинкой, где кажется, что протяни руку – и коснешься всего, что видишь, возникает совсем уж странное ощущение. А так как это тюрьма, будет все: и поножовщина, и «опущенные», и бунты, и карцер. Да, это далеко не самое приятное зрелище, поданное как опыт.

При этом опыт этот не несет какой-то образовательной цели: Мур и в тюрьме продолжает заниматься ровно тем же, за что загремел за решетку – пить, принимать наркотики и драться, выплескивая животную ярость. Тут не попрешь против фактов, и если такое было на самом деле, то и приукрашивать не стоит, но возникает закономерный вопрос – а для чего это все. Фильм демонстрирует разрушенного человека, который словно упивается собственным разрушением и готов идти на все большие жертвы – просто потому, что может и не видит для себя иного пути. Да, далеко не все фильмы показывают изменения героев или какой-то логичный путь становления личности, но от реальной истории реального человека, который и книжку написал, и фильм по этим событиям дал поставить, ждешь какого-то важного опыта. Тут его попросту нет.

Фильм берет другим: тут во главе угла стоит визуальная составляющая фильма, которая здесь и правда удалась. Документальная точность достигается в числе прочего тем, что все заключенные в кадре реальны – массовку набирали из действительно отсидевших тайцев. На атмосферу идет и то, что, как и герой, зритель не понимает, о чем говорят заключенные. Фрагментарность повествования также вносит свой вклад в копилку.

При этом откровенно простым назвать фильм также нельзя: у картины все же есть моменты, в которые у героя наступает что-то вроде прозрения и намечаются изменения – пунктиром, нечетко, но заметно. Так показано практически все в этом фильме, и увидеть развитие идей и источники вспышек гнева зачастую сможет только внимательный зритель. В этом есть определенный шарм, который хорошо поддерживает Джо Коул, главная звезда картины: поначалу может показаться, что он играет с каменным лицом, но постепенно замечаешь, какая внутренняя борьба происходит в его персонаже. Другой вопрос, что не всегда понятно – а, собственно, с чем же он борется: с окружением, самим собой или чем-то совсем уж не очевидным?

«Бои без правил» - фильм не из самых приятных для просмотра, но с собственным лицом и нетривиальной темой. Однозначно всем его точно не посоветуешь, но свою аудиторию фильм точно найдет – все же не зря его отметили на Каннском кинофестивале. Главное здесь – не вестись на броское название, выдуманное локализаторами. Фильм-то не про бои.

«Бои без правил» в российском прокате с 20 сентября 2018 года.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Избави нас от лукавого»

    27 августа 2014 / Илья Миллер

    Триллер об экзорцизме в Бронксе с Эриком Баной старается обойти общие места, но в результате лишь нагнетает атмосферу ноктюрна и урбанистической безнадеги.

    Комментировать
  • Михаил Ефремов в спектакле «Амстердам» в театре «Современник»

    19 января 2017 / Эвелина Гурецкая

    «Амстердам», безусловно, станет одним из аншлаговых спектаклей театра «Современник», который всегда славился демократичностью своих постановок.

    Комментировать
  • Рецензия: «Дюнкерк» Кристофера Нолана

    20 июля 2017 / Дмитрий Карпюк

    Поэтический фильм о войне и течении времени.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus