Рецензия: «Класс коррекции»

Рецензия: «Класс коррекции»
Постер к фильму «Класс коррекции»

Этот материал был опубликован в сентябрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

«Класс коррекции» 25-летнего Ивана И. Твердовского уже оценен на национальном и международном уровнях. Награда «Кинотавра» и приз в Карловых Варах этому подтверждение. Его дальнейшие фестивальные пути расписаны от Шанхая до Лондона.

В сущности, мы стали свидетелями рождения яркого режиссера, с которым можно связывать надежды на новый стиль в нашем кино. Ситуация для молодого автора крайне опасная. Все мы знаем, как легко авансы сменяются разочарованием.

Впрочем, Твердовскому к этому не привыкать. Несмотря на молодость, он прошел тернистый путь в документалистике, где судят куда жестче, чем в игровом кино. Собственно, на проект «Класс коррекции» режиссер попал именно потому, что его работа над неигровыми сюжетами («Словно жду автобуса», «Собачий кайф») была чистейшей воды провокацией — попыткой пройти по узкой грани между художественной и документальной стихиями.

Тема фильма — совершенно неизведанное поле в нашем кино. Про школу снимали много, а вот про классы, в которых как в гетто собирают подростков с ментальными и физическими проблемами, — ничего. Хотя в картине есть все, чем занимается неигровое кино (пристальное наблюдение за средой, выявление ее болевых точек), социальной чернухи у Твердовского, к счастью, не вышло.

С экрана не звучит ни одного нецензурного слова — и вовсе не потому, что недавно появился запрещающий закон. Автор сознательно поставил себе жесткие рамки: не «играть в Германику», не пытаться подтверждать подлинность происходящего грязной лексикой и прочими «экстримами» — от наркотиков до секса. История первой любви и первого предательства, нежная и трагическая, великолепно вылепленная молодыми актерами «Гоголь-центра», достойна внимания публики сама по себе.

Главная героиня — колясочница Лена (Мария Поезжаева), которая училась на дому, но на время ремиссии была зачислена в общий класс. Девушка немедленно оказывается в центре любовного многоугольника и ссорит недавних друзей Антона (Филипп Авдеев) и Мишку (Никита Кукушкин).

Дальнейшие сюжетные повороты могут показаться чрезмерными до неправдоподобности, хотя все мы знаем, что жизнь бывает страшнее хоррора и чудеснее фэнтези. Твердовский ловко манипулирует эмоциями зрителя, точно нажимая на кнопочки: тут смешно, здесь ужасно, там грустно. И зритель с готовностью откликается. А почему бы не откликнуться, если сделано убедительно и хорошо?

Вот мальчик романтично катает девочку в тележке из супермаркета, а другой, еще более романтичный, ломает и жжет ее инвалидную коляску, выплескивая свою любовь, оставшуюся без ответа. Вот смущенная немолодая училка объясняет с помощью банана, как предохраняться от нежелательной беременности, а уборщица, вытаращив глаза, рассказывает небывальщину о сексе в туалете.

Вот строгая директриса (Наталья Домерецкая) получает от ученика стакан воды в лицо, а матери наших Ромео и Джульетты (Ольга Лапшина и Наталья Павленкова) набрасываются друг на друга. Вот подростки кормят столовской кашей портрет погибшего одноклассника. А вот — девочка, которую унижают, насилуют, бьют…

Одним вспомнится «Чучело» Ролана Быкова. Другим — картины Ксавье Долана или Ларри Кларка. Но аллюзий на фон Триера здесь, конечно, больше всего — от «Рассекая волны» до «Идиотов». Твердовский, впрочем, и не скрывает, что «Класс коррекции» — фильм очень личный, вдохновленный и его первой школьной любовью к девочке Лене, и первым кинематографическим потрясением. Как несложно догадаться — от работ датского мастера.

Класс Коррекции / Россия, 2014, 85 мин. Режиссер: Иван И. Твердовский. В ролях: Мария Поезжаева, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Ольга Лапшина, Наталья Павленкова, Юлия Серина, Артем Маркарьян, Мария Урядова, Наталья Домерецкая. В прокате с 25 сентября (A Company)

Материалы по теме

  • Жизнь и карьера Арнольда Шварценеггера в фотографиях

    29 июля 2012 / Денис Данилов

    Освободивший губернаторское кресло 65-летний Арнольд возвращается в кинематограф – через две недели на экраны выйдет продолжение «Неудержимых» и на подходе еще несколько работ. В день рождения Железного Арни THR.ru вспоминает проделанный им путь.

    Комментировать
  • Рецензия на фильм «Корпорация “Святые моторы”»

    17 октября 2012 / Ксения Рождественская

    Многолетнее молчание Леоса Каракса нарушил фильм о великом кинематографе, глобальном одиночестве и красоте неприличного жеста.

    Комментировать
  • Дьявол — это менеджмент

    29 ноября 2013 / Семен Кваша

    Скрипач Дэвид Гаррет, собирающий стадионы поп-обработками классики и лучшие залы мира классическими концертами, рассказал THR.ru о своем фильме про Паганини, продавшем душу дьяволу и о том, что классическая музыка — это прежде всего шоу для обычной публики.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus