Рецензия: «Манчестер у моря» с Кейси Аффлеком

Рецензия: «Манчестер у моря» с Кейси Аффлеком
Кадр из фильма «Манчестер у моря»

Ли Чендлер (Кейси Аффлек) – угрюмый сантехник, который чинит унитазы и водопроводы. Если клиент чуть-чуть на него нажимает, тут же в ответ сыпятся маты. По вечерам – дежурная драка в местном пабе. Но вот из родного Манчестера приходит известие, что его брат умер (здоровье у Джо было не очень, и этого следовало ожидать). Затем выясняется, что земля так промерзла, что хоронить тело можно будет только весной. Плюс Ли узнает, что брат завещал ему быть опекуном своего несовершеннолетнего сына, старшеклассника Патрика (Лукас Хеджес). Это не совсем то, чем он хотел бы заняться. По некоторым (очень важным, как мы узнаем позже) причинам Ли не хочет задерживаться в родном городе, да и брать на себя ответственность за жизнь и благополучие ребенка тоже не желает.

Первый час фильма Кеннета Лонергана (полный хронометраж - два часа семнадцать минут) смотреть, прямо скажем, невыносимо. Чего уж скрывать, Ли – не самый приятный человек на свете. И до поры до времени непонятно, почему он так асоциален, неудачлив в карьере, и вообще ненавидит весь мир. Волшебной разделительной чертой в картине является длинный флешбэк в прошлую жизнь в Манчестере Чендлера. Под душераздирающее «Адажио» Альбинони Ремо Джадзотто (музыка, часто используемая в кинематографе для нагнетания атмосферы безысходности) мы узнаем, как Ли удалось стать самым одиноким и нелюдимым человеком в Манчестере (почему он и покинул город и возвращаться вновь сюда ему больно). А дальше фильм как бы меняет темп и настроение. Зрителю открывается мир подростка Патрика, увлеченного собственной рок-группой, хоккеем и работой на лодке – семейной реликвии. И эта вселенная затягивает не только стороннего наблюдателя, но и самого Ли, который только старается выглядеть равнодушным.

Кеннет Лонерган – не самый именитый режиссер, но более опытный сценарист (на его счету, к примеру, «Банды Нью-Йорка» и «Анализируй то»). В этот раз он снова сам написал сценарий к своему фильму и за это получил вполне ожидаемый «Оскар» (а Кейси Аффлек, к слову, был награжден как лучший актер). Дело в том, что Лонерган, хоть и долго раскачивается вначале, но очень мастерски  раскручивает свою историю по нарастающей; и незаметно, по чуть-чуть, раскрывает характеры своих героев, с которыми в конце даже жаль расставаться. В финале фильма зритель получает эффект знакомства с настоящей семьей, полного погружения в ее проблемы, горести и мелкие радости, а кто-то, может, даже почувствует себя в некотором роде ее членом. Ведь персонажи у Лонергана настолько естественны, как будто режиссер является глубинным семейным психологом.

Что характерно, у Лонергана нет бергмановского отчуждения в отношениях в семье, хотя, казалось бы, Ли холоден и неприветлив даже с бывшей женой. Очень скоро становится понятно, что этот напускной эгоизм – просто защитная маска, которая скрывает яростное, небезразличное сердце Чендлера. Как это часто бывает в жизни между самыми близкими людьми, любовь проявляется через грубое «да пошел ты» или тупо разбитое в порыве исступленного гнева окно. Но родная кровь, как говорится, не вода. Все эти невидимые нити, которые связывают дядю и племянника помогут пройти им через испытания взаимных потерь. Ведь только по-настоящему родные люди знают, как приятно иной раз просто покидать друг другу мяч, или полной грудью вдохнуть весенний воздух на лодке, которой в этот момент управляет твой самый близкий человек.

Премьера в России - с 23 марта.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus