Рецензия: «Землетрясение» Сарика Андреасяна

Рецензия: «Землетрясение» Сарика Андреасяна
Кадр из фильма «Землетрясение»

7 декабря 1988 года случилось землетрясение, в результате которого пострадало более трехсот населенных пунктов Армении. Хуже всего пришлось городу Спитак, который был полностью разрушен всего за 40 минут. Второй по масштабам бедствия — Ленинакан (сегодня — Гюмри). Своих домов лишились около полумиллиона человек, 20 тысяч остались инвалидами, 25 тысяч погибли. И это только официальная информация — жители Армении говорят, что данные занижены, и для них эта дата стала национальной трагедией, не забытой до сих пор.

Несколько лет назад со сценарием, посвященным этому страшному событию к продюсеру Рубену Дишдишяну пришли Сарик и Гевонд Андреасяны. По словам Дишдишяна (лично участвовавшего в ликвидации последствий катаклизма), читая текст, он плакал. Вскоре начались долгая доработка истории, поиск натуры, восстановление быта эпохи позднего СССР…

Авторы рассказывают, что первый вариант «Землетрясения» был «слишком армянским». В результате рукопись Арсена Даниеляна и Гранта Барсегяна отдали Алексею Гравицкому и Сергею Юдакову, которые придали ей более общечеловеческий, интернациональный характер.

Так в фильме появились два главных героя — Константин Бережной (Константин Лавроненко) и Роберт Мелконян (Виктор Степанян). Первый — переехавший с семьей в Ленинакан архитектор, ставший невольным виновником гибели родителей второго. Отбыв тюремный срок, он возвращается в город как раз тогда, когда и происходит катастрофа. Он бросается на поиски жены и детей, одновременно спасая растерянных и лишенных крова жителей. Одним из его помощников становится не помнящий врага в лицо Роберт.

Надо признать, что сегодня про эту катастрофу помнят далеко не все. Нынешние 30-летние были слишком молоды, в общественном сознании главной трагедией после окончания Второй мировой стало 11 сентября. Оно, впрочем, отчасти и к лучшему — авторов никто не обвинит в желании заработать на актуальной теме с хорошими прокатными перспективами.

Вообще, «Землетрясение» — проект знаменательный, даже если ненадолго вынести за скобки его значение для пострадавших. Для Сарика Андреасяна эта картина — если не способ заставить относиться к себе серьезно (что все-таки процесс долгий, с учетом проектов типа «Что творят мужчины!»), то попытка обратить внимание. После вала «добрых комедий», спорного голливудского дебюта («Ограбление по-американски») и несколько обескураживающей «Мафии» Андреасян (очень быстро) дорос до своего первого по-настоящему большого фильма.

С точки зрения амбиций молодого режиссера — это серьезный вызов. Сцены катастрофы лихо придуманы, но, увы, не поражают уровнем компьютерной графики. Зато короткий пролог с мандаринами, повозками и колоритными клиентами местной парикмахерской действительно настраивает на нужный лад. Андреасян явно экранизирует собственные детские воспоминания, в них чувствуется стопроцентное авторское понимание и соучастие.

Что касается основного действия, то оценивать его сложнее. Если блестящий актер Лавроненко живет в кадре по законам профессии, то у армянских артистов старшего поколения (Грант Тохатян и Михаил Погосян) в глазах есть то, что невозможно сыграть. Тохатян рассказывает, что был среди спасателей-добровольцев и на съемочной площадке вновь пережил трагические события прошлого. Каждый день группа завершала минутой молчания в память о погибших. В картине действительно есть кадры, лежащие за пределами профессионального мастерства и прочих оценочных категорий.

По сути, «Землетрясение» — фильм-память, к которому странно предъявлять художественные претензии. Он красиво снят, а сентиментальный дудук, звучащий за кадром, и появляющиеся в кадре часы с городской площади — дело вкуса. В основе каждого типажа второго плана здесь — реальный фотоснимок. Андреасян сознательно добивался такого уровня реализма, и цель достигнута — на тестовых просмотрах люди плакали и устраивали стоячие овации. Теперь дело за широкой аудиторией. Интересно то, насколько вообще российский зритель способен на восприятие отечественного кино, напоминающего, что в нашей истории хватает трагических событий и помимо Великой Отечественной войны.

«Землетрясение»

«Каропрокат» / Армения, Россия / Режиссер: Сарик Андреасян / В ролях: Константин Лавроненко,  Мария Миронова, Виктор Степанян, Татев Овакимян, Михаил Погосян, Грант Тохатян, Даниил Изотов, Микаэль Джанибекян, Сос Джанибекян, Арсен Григорян / Премьера в России 1 декабря 2016.

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Георгий Малков и Сарик Андреасян о выходе Enjoy Movies на международную арену

    17 марта 2012 / Денис Данилов

    На прошлой неделе THR.ru стало известно об амбициозном плане авторов «Мам» и «Того еще Карлосона» по выходу на американский рынок. «The Hollywood Reporter – Российское издание» побывал в офисе Enjoy Movies и получил комментарии создателей компании: продюсеров Георгия Малкова и Сарика Андреасяна.

    Комментировать
  • Константин Лавроненко и Мария Миронова сыграют в фильме о землетрясении в Армении

    17 сентября 2015 / Редакция THR Russia

    Драму о стихийном бедствии снимет режиссер «Ограбления по-американски» Сарик Андреасян.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Землетрясение» с Константином Лавроненко

    13 мая 2016 / Редакция THR Russia

    Руины, бегство и слезы — в картине Сарика Андреасяна.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus