Рецензия: «Навязчивые ритмы»

Рецензия: «Навязчивые ритмы»
Кадр из фильма «Навязчивые ритмы»

Итало-французский билингвизм, мафиозные собрания и воцерковленность, вода и огонь, собаки и волки, музыка и любовь… Художественные образы, способные уместиться в одной системе координат, у Фанни Ардан вертятся в бесконечной схватке. Именно такой предстает новая картина популярной французской актрисы — чувственной и искренней, но вместе с тем грубой, местами слишком нарочитой и, что обиднее всего, загнанной в надуманные рамки. Подобно пресловутому чеховскому ружью, расположенный в центре пустой и безжизненной комнаты аквариум в финале «Навязчивых ритмов» предсказуемо взорвется. В этом, к сожалению, вся суть новой режиссерской работы Фанни Ардан — слишком уж она пытается соответствовать фестивальным канонам.

Марго в исполнении Азии Ардженто отказалась от музыкальной карьеры ради отношений с Фурио. Пламя любви постепенно будет гаснуть, и тогда девушка сконцентрирует все усилия на попытке сохранить прежние отношения с возлюбленным, который в этот момент полностью увлечен реставрацией старинного объекта. Тема любви в картине проходит даже не контрапунктом, а ярко-красной нитью. И сложность работы над вечными темами заключается не только в том, что до тебя практически все уже было сказано и удивить публику новыми идеями довольно сложно, а в том, что контрастное изображение того или иного явления, будь то любовь, жизнь или смерть, сильно ограничивает творческий инструментарий художника. Фанни Ардан довольно часто предпринимала попытки вырваться из двухмерной плоскости, в которую сама же себя и загнала, но преодолеть это сопротивление ей так и не удалось.

Бросается в глаза и брезгливость автора в отношении «биологической любви». Довольно странно, ведь слово «страсть» повторяется не реже слов «абсолют» и «любовь». И дело тут вовсе не во фрустрации, вызванной тем, что вы не увидите обнаженную Азию Ардженте, а во время постельных сцен камера по-пуритански будет отворачиваться от героев. Возможно, Ардан пыталась таким образом накапливать нарастающее напряжение, чтобы в катарсисе окатить зрителя водой из того самого аквариума, но получилось у нее это слишком уж искусственно. То же касается и повторяющихся символов, исчерпывающих себя еще на стадии синопсиса: угасающая любовь, изображенная на фоне реставрации здания, — полагаю, вы уже сами все поняли. А «прогнивший фундамент», открытие запретных дверей, расстеленная на сером асфальте красная дорожка и бьющиеся бокалы на фоне основного параллелизма кажутся не более чем навязанными суррогатами. Исключение составляет разве что сцена возле консерватории, в которой Марго обвиняют в том, что она выбивается из ритма. Ардан своего ритма как раз придерживается, но монотонный темп, сопровождающий картину от начала и до конца, делает ленту слишком уж предсказуемой.

Но не все так плохо, как может показаться. Иногда режиссер прибегает к довольно хитрым приемам и уловкам. Стоит заранее отметить, что Ардан в фильме появится. Нет, не в образе персонажа Ардженто (хотя и в этом есть доля правды, в некоторых эпизодах Азия поразительно похожа на молодую Фанни), а в качестве опытного учителя музыки. В отношениях между этими героями и заключается вся прелесть «Навязчивых ритмов». Вечно брюзжащий виолончелист Владимир, любящий время от времени пропустить пару рюмок водки, станет тем самым человеком, который умерит ненасытный пыл Марго. Благодаря ему героиня поймет, что преданность, самопожертвование и доверие — вот единственные ценности настоящей любви. На премьере Ардан не раз повторила: «На площадке я не диктатор, но бываю порой слишком упрямой». И несмотря на всю женственность французской актрисы, вот эта мужская приверженность убеждениям, патриархальное покровительство, а также обаятельная, хоть и навязчивая напористость прощают Фанни Ардан если не все, то многое. Стоит отметить и отличную постановку: камерность, аскетичная палитра цветов и великолепный выбор ракурсов действительно создают то ощущение удушья, которого хотел добиться автор фильма.

«Навязчивые ритмы» / Alfama Films Production / Франция, Португалия/ Режиссер: Фанни Ардан / В ролях: Азия Ардженто, Нуно Лопес, Франко Неро, Жерар Депардье, Тудо Истодор, Рикардо Перейра, Йохан Лейзен.

Материалы по теме

  • Павел Лунгин: «У нас вообще нет современной драмы»

    12 июля 2014 / Семен Кваша

    Павел Лунгин взялся за российскую интерпретацию сериала «Родина». В процессе съемок он с трудом выкроил полчаса на разговор с THR, но даже за это короткое время успел поставить диагноз нации и объяснить, откуда берется сочувствие к отрицательным героям.

    Комментировать
  • Новые трейлер и постер: «Терминатор: Генезис»

    04 декабря 2014 / Редакция THR Russia

    В пятом фильме франшизы нас ждут сразу два Арнольда Шварценеггера.

    Комментировать
  • Рецензия: «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла

    11 октября 2018 / Дэвид Руни

    Один маленький шаг Райана Гослинга в фильме Дэмьена Шазелла о высадке человека на Луну.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus