Рецензия: «Да и да»

Рецензия: «Да и да»
Кадр фильма «Да и да»

Валерия Гай Германика сняла новую полнометражную ленту «Да и да», которую включили в конкурсную программу 36-го ММКФ. Более того, поначалу эта работа была единственным представителем РФ в конкурсе фестиваля (позже туда вошел еще один российский претендент – «Белый ягель» Владимира Тумаева).

Главная героиня «Да и да» - девушка Саша (Агния Кузнецова), учительница русского, сама еще обладающая менталитетом старшеклассницы. Основательно прокурив всю квартиру во время проверки очередной порции домашних заданий, она ссорится с родственниками и отправляется в гости к молодому художнику (Александр Горчилин), с которым познакомилась в Сети. При встрече (в обстановке, сравнимой с той, что когда-то наблюдалась в московском клубе «Третий путь») юноша представляется Антонином, предлагает поговорить о самоубийстве (не из практических соображений, а так) и почти сразу же после этого выпадает из окна.

Падение, впрочем, молодого человека не убивает – оно всего лишь становится поводом для того, чтобы Саша и Антонин перебрались из богемной квартиры, где проходил праздник, в жилище самого художника (не менее, кстати, богемное). Там между героями разгорается любовь; Антонин по ходу дела объясняет новой подруге, что для того, чтобы видеть окружающий мир, нужно открыть глаза – не так, как она их открывает ежедневно по утрам, а по-настоящему. Саша, кажется, не очень понимает, но впитывает. Поэтому когда бойфренд после очередного запоя оказывается в больнице, она быстренько напивается в хлам, рисует несколько картин, отправляется продавать их куда-то на набережную – и вполне преуспевает.

Германика по привычке довольно радикальна – но такой подход вряд ли сможет удивить, ну, скажем, тех, кто сам успел поблевать в условном «Третьем пути». Эта публика и в жизни видела события, показанные на экране. Может, конечно, сработать эффект узнавания – «О, смотрите, и со мной такое было!» Видимо, на него и рассчет: режиссер честно признается, что снимала кино для пяти друзей. Широкой аудитории – заплесневелым обывателям, которые в «Да и да» практически полностью отстутствуют, но как бы критикуются – лента, наверно, вообще не нужна. Тот факт, что персонажи существуют в каком-то герметичном мире – две квартиры, больница, улица между этими пунктами – тоже вряд ли поспособствует росту зрительского интереса. Когда в финале картины в кадре вдруг появляется Сашина мама, невольно вздрагиваешь: а это еще кто такая?

При этом сказать, что фильм полностью лишен достоинств, тоже было бы неверно. Тут есть интересные визуальные находки – в частности, оживленные при помощи анимации картины (одна из самых запоминающихся сцен – это вообще полумультипликационный видеоклип на песню группы «Пикник»). Кроме того, «Да и да» - в каком-то смысле феминистское высказывание. Заглавие фильма – это подтверждение того факта, что главная героиня – девушка красивая и мощная; Сашины картины пользуются гораздо большим спросом, чем работы ее друга-художника; более того, героиня в конечном итоге находит в себе силы и, решив, что гори оно все огнем (в том числе и в буквальном смысле), расстается с любимым алкашом. Другими словами, для государства, в котором феминизм противоречит культурным и духовным ценностям большинства граждан, «Да и да» - высказывание как минимум смелое.

В общем, у Германики могло бы получиться нишевое, но зато любопытное кино, если бы ей не отказывал вкус. Кинематографистка говорит, что сама написала всего одну сцену – сон Саши (автором сценария является Александр Родионов, ранее работавший над сюжетом ленты «Все умрут, а я останусь»). В соответствующем эпизоде героине видится, что она в сопровождении фуры и нарисованных на компьютере волков то бежит, то летит по темному лесу, все это – под полуиндустриальный саундтрек и стоны Вадима Самойлова. Видимо, именно в этот момент зрителя и должен настичь катарсис. Зритель, однако, тем временем смотрит на экран и размышляет: так на кого же все-таки ориентировалась Германика – на собственных друзей-художников или на 14-летних готов?

Да и да / Россия, 2013, 115 мин. Реж.: Валерия Гай Германика. В ролях Агния Кузнецова, Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Александр Горчилин, Оксана Земляникова

Материалы по теме

  • «Лаборатория короткометражного кино» Александра Котта на студии ГЛАВКИНО (ФОТО)

    02 июля 2012 / Илья Кувшинов

    2 июля новый студийный комплекс компании ГЛАВКИНО распахнул свои двери перед молодыми творцами, проходящими обучение в программе режиссера Александра Котта и команды организаторов Generation Campus. Цель программы – поиск молодых и неизвестных режиссеров для того, чтобы дать им возможность снять свой короткометражный фильм.

    Комментировать
  • «Бонд 24»: Нужны только лучшие режиссеры

    29 мая 2013 / Ольга Павлова

    Пока неизвестно, возьмется ли Сэм Мендес за съемки следующей серии бондианы, но одно предельно ясно: картину доверят только режиссеру высшего класса. Среди вероятных претендентов – Кристофер Нолан, Анг Ли и Николас Виндинг Рефн.

    Комментировать
  • Брэд Питт: «Отец с детства прививал мне глубокое уважение к оружию»

    15 октября 2014 / Редакция THR Russia

    По словам актера, учиться стрельбе он начал с 8-ми лет.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus