Рецензия: «Территория» с Константином Лавроненко

Рецензия: «Территория» с Константином Лавроненко
Кадр из фильма «Территория»

Советский производственный роман — достойный восхищения в своей нечитабельности литературный жанр. Но «Территория» Олега Куваева, на экранизацию которой решился режиссер Александр Мельник, — редкий образец в этой в целом бесперспективной породе. Вещь не из тех, что не дают заснуть до рассвета; продираться сквозь иные технологические пассажи не проще, чем через торосы. Но увлеченность автора предметом заразительна, и, если уж втянулся, дочитываешь до конца.

Конец 1950-х, Чукотка. Руководитель геологического прииска Территория товарищ Чинков (Константин Лавроненко) вступает в полемику с начальством. Функционер товарищ Робыкин настаивает, что работы на Территории пора сворачивать: в добываемом олове у государства уже нет той необходимости, что в военные годы, да и запасы почти исчерпаны.

У Чинкова — другой взгляд на будущее района. Он уверен, что здешние недра богаты еще и золотом. Его верные сподвижники товарищи Монголов (Егор Бероев), Баклаков (Григорий Добрыгин), Апрятин и мастер лотка по прозвищу Бог Огня готовы доказать правоту Чинкова.

Земля, по обыкновению, загадочно помалкивает, тая свои секреты. Ленинградская журналистка товарищ Сергушова (Ксения Кутепова) безвылазно сидит в холодном гостиничном номере и пишет о жизни прииска большой очерк, получая информацию из вида за окошком и разговоров заходящих на огонек мужчин. Ей хочется компота, а те к ней с коньяком да с коньяком.

Совет по написанию очерка дает журналистке геолог Гирин (Евгений Цыганов), циник и любитель сигар, но тоже, в общем-то, хороший товарищ на пути к моральному исправлению (ускорит этот путь, как ни парадоксально, перелом обеих ног). Про что девушке писать? Да вот про что: «Торбаса, пурга, энтузиазм, снежные просторы, молодой задор, старый кочевник…» По схожему беспроигрышному рецепту снята и эта картина.

В кадре — полный порядок с аутентичными торбасами (это такая меховая обувь), кочевником (укомплектованным хорошенькой внучкой, которая, как и в книге, загорает топлес — чтобы тело дышало) и советскими туристическими шлягерами. Не все тогдашние композиции уместны в закадровом исполнении современных артистов, но «Песня Бена», пускай и записана Леонидом Федоровым не специально для картины, — очень сильный номер.

Однако в первую очередь здесь все хорошо со снежными просторами. «Территория» — это очень красивые пейзажи, рядом с самодостаточностью которых проигрывают и видные артисты, и диалоги, и усилия авторов добавить динамики литературной основе (обаятельной, но не самой киногеничной), оборачивающиеся тем, что в фильме хватает и «пурги».

Персонажи-то и в книге, чуть зазеваешься, разбредаются кто куда (как оно обычно бывает с мужчинами вольнолюбивых профессий). А в обкорнанной экранной версии они и вовсе теряются, вдруг изредка возникая ради какой-нибудь загадочной реплики или поступка. Например, подло выстрелить в товарища из пистолета да и пропасть куда-то навсегда (у просветленного Куваева отрицательных персонажей и насилия нет вовсе; но Мельник, в чьей «Новой Земле» крупным планом пилили горло и коптили человечину, не находит художественное произведение возможным без хотя бы щепотки душегубства).

Зато укрупнена роль в истории женщин. В романе они выполняли пассивно-подсобные досуговые функции (вроде спирта; хорошо — когда есть, а нет — так нет), а в картине осмелели и раздухарились: «Приезжайте ко мне на прииск; небось, голые снятся!» Но мысли бородачей заняты иным: «Мы все обречены на работу. И это есть лучшая и высшая в мире обреченность».

В 1970-х роман Куваева стал культовым, позвав в горы тысячи городских энтузиастов. Фильм Мельника при солидном бюджете, внушительном списке спонсоров-золотодобытчиков в титрах и сопоставимом с блокбастерами количестве копий едва ли вызовет подобный резонанс. Он старомоден (но лишен присущей самому плохонькому советскому кино драматургической внятности), не очень-то убедителен и не зажигателен. Да и нового нашествия романтиков-геологов страна как будто не ждет; актуальнее дворники.

«Территория» / Россия, 2014 г., 157 мин. / Режиссер: Александр Мельник / В ролях: Григорий Добрыгин, Константин Лавроненко, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Владислав Абашин, Ксения Кутепова, Константин Шелестун, Рамис Ибрагимов, Андрей Назимов, Константин Балакирев. В прокате с 16 апреля («Вольга»)

Материалы по теме

  • Федор Бондарчук о «Шпионе»: «Я устал играть мачо»

    05 апреля 2012 / Мария Лемешева

    «Бритая голова дышит свободней, а стало быть, шустрей соображает», — шутит в кинокомиксе «Шпион» герой Федора Бондарчука. Эту роль он считает подарком судьбы, о чем и поведал редакционному директору THR Марии Лемешевой. Актер также рассказал, как во время съемок его пришлось спасать врачам и что же означал роковой выстрел в финале.

    Комментировать
  • Кассовая веха: «Мстители» заработали $1,5 млрд.

    01 сентября 2012 / Илья Кувшинов

    Супергеройская лента Джосса Уидона – третий самый кассовый фильм в истории.

    Комментировать
  • Ив Сен-Лоран и Катрин Денев. Под знаком YSL

    15 октября 2014 / Аэлита Ахмедова

    Она появилась на пороге модного дома с вырезанной из журнала фотографией платья коллекции YSL. Шел 1965 год. Он — всемирно известный модельер, ее карьера в кино только набирала обороты... Так начиналась многолетняя история успешного творческого тандема Катрин Денев — Ив Сен-Лоран. THR вспоминает лучшие работы кутюрье и его музы.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus