Многоликая Анна

Многоликая Анна
Кадр из фильма «Анна Каренина»

Впервые легендарный роман Льва Толстого ожил на пленке еще в 1910 году — при жизни автора, — и с тех пор уже более века Анна Каренина остается одной из самых популярных в кино литературных героинь, меняя прически, наряды и даже национальность. Накануне премьеры новой интерпретации знаменитой истории любви от Карена Шахназарова известный российский дизайнер Игорь Гуляев рассказал THR, какая из семи ключевых постановок подарила нам самую стильную героиню, а где она оказалась самой аутентичной.

Грета Гарбо

1935, режиссер: Кларенс Браун, художник по костюмам: Адриан

В марафоне кинообразов Карениной Грета Гарбо отличилась дважды. В первой, еще немой экранизации 1927 года костюмы намеренно повторяли современную фильму моду ревущих 20-х. В картине же 1935 года — самой близкой к тексту англоязычной киноинтерпретации — за гардероб отвечал легендарный художник по костюмам Адриан, который пытался следовать исторической правде. Мэтру это не удалось, хоть он и старался: наряды, достаточно аутентичные по силуэту, перегружены перьями и оборками, которых в оригинальную эпоху не было. Призрачная красота и отрешенность, которые добавила Анне роковая шведка, с одной стороны, противоречат, а с другой — неожиданно уравновешивают избыточный декор. В целом они помогли создать образ надломленной аристократки, роднящий ее с толстовской героиней.

Вивьен Ли

1948, режиссер: Жюльен Дювивье, художник по костюмам: Сесил Битон

Послевоенная британская Анна Каренина стала изысканной и утонченной благодаря творческому союзу Вивьен Ли и поклонника классической женственности Сесила Битона, который занимался созданием одежды для этой экранизации. Битон (будучи еще и модным фотографом) говорил: «Цвет способен менять настроение актрисы, а может даже полностью изменить ее игру. "Анна Каренина" окрашена в цвета судьбы, рока, который довлеет над персонажами». Внешность Ли, буквально созданная для костюмных драм, и здесь не подвела: ее трогательная Анна-мать, почитающая узы брака, в обрамлении роскошных нарядов приобрела хрупкость и сразу же расположила к себе. Даже сам дизайнер не мог не отметить, как хорошо крой 1870-х сидит на фигуре Вивьен: «Она выглядит очаровательно, очень собранной и сильной».

Татьяна Самойлова

1967, режиссер: Александр Зархи, художник по костюмам: Людмила Кусакова

После выхода на экраны фильма Александра Зархи 33-летняя Татьяна Самойлова стала общепризнанной Карениной не только в СССР, но и за рубежом: пугавшие советских функционеров экзотичные черты актрисы сыграли решающую роль. Костюмы же вслед за нестандартной внешностью Самойловой порой выглядят сделанными «на экспорт». Анна из «Карениной» Зархи напоминает героиню Джеральдин Чаплин из «Доктора Живаго» 1965 года. Хотя действие в лентах происходит в разные эпохи, в них присутствует характерная стилевая специфика, присущая a-la russe — модному образу мятущейся русской аристократии из зарубежных фильмов. У Анны в картине 1967 года это мех и черно-белая гамма. Несмотря на несвоевременность нарядов Карениной, Людмила Кусакова настолько тонко просчитала аристократичную фактуру Татьяны, что все вещи, сшитые на скромные мосфильмовские бюджеты, выглядят дорого и уместно.

Софи Марсо

1997, режиссер: Бернард Роуз, художник по костюмам: Маурицио Милленотти

Бернард Роуз полностью снял свою «Анну» в России: в кадре мелькают виды Санкт-Петербурга — Зимний дворец, Петропавловская крепость… Неудивительно, что и одежда в постановке максимально соответствует реальной моде 1870-х годов. За это можно сказать спасибо Маурицио Милленотти: художник по костюмам уже имел огромный опыт работы в легендарном ателье Tirelli и выбрал его для создания гардероба картины. Отчасти своей аутентичностью костюмы обязаны и Софи Марсо, которой прекрасно подошли сложные изгибы кроя, турнюры и изящные головные уборы. Художник играет с черно-белой цветовой гаммой: в трагичных, тяжелых для Карениной сценах верх в наряде берут черные тона, а счастливые моменты жизни Анна переживает в белых туалетах. Однако при аптечной точности гардероба совершенным анахронизмом выглядит челка Софи в стиле 60-х, вызвавшая массовое недовольство зрителей.

Татьяна Друбич

2009, режиссер: Сергей Соловьев, художник по костюмам: Наталья Дзюбенко

Съемки этой «Анны Карениной» длились 15 лет и завершились созданием двух версий — полного метра и 5-серийного телефильма. Возможно, поэтому и наряды у Анны благодаря таланту Натальи Дзюбенко получились сложные и красочные, хотя и лишенные целостности, как и сам фильм, который ругали за некоторую эпизодичность. Тем не менее за аутентичность этой экранизации можно не переживать — режиссер очень любил свое детище и активно скупал оригинальный реквизит для съемок. Экранная Каренина оказалась на 10 лет старше Анны книжной, поэтому закономерно выглядела более солидной матерью семейства, хотя в целом довольно точно повторяла образ исходника. Тот факт, что большая часть съемок проходила в музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна», добавил в атмосферу фильма историчности.

 

Кира Найтли

2012, режиссер: Джо Райт, художник по костюмам: Жаклин Дюран

«Думайте о Balensiaga, а не о Большом!» — так описывают стиль фильма американские критики. Эта версия, напоминающая театральную постановку благодаря сценарию Тома Стоппарда, обычно раздражает всех приверженцев максимальной достоверности кинокостюма. Как можно загромождать кадр пышными юбками new look и жемчугами Chanel, когда ни Диора, ни Коко еще и в помине не было?! Однако художник по костюмам Жаклин Дюран, которая работала и с Райтом, и с Кирой в «Искуплении» и «Гордости и предубеждении», знает свое дело. Найтли — как раз тот случай, когда костюм шьется под актрису в ущерб достоверности, но не теряет очарования. В «Искуплении» героиня как будто задержалась в 1920-х и носит свободные прямые силуэты в военное время, а в «Анне Карениной» пышные шелка 1950-х сели на тонкий стан гораздо лучше, чем классический турнюр.

Елизавета Боярская

2017, режиссер: Карен Шахназаров, художники по костюмам: Владимир Никифоров, Дмитрий Андреев

Костюмы для самой свежей экранизации шились в мастерской Натальи Дзюбенко, которая создавала гардероб другой российской Анны Карениной — Татьяны Друбич. В целом дизайн явно опирается на аутентичные образцы. То же можно сказать и о приглушенной цветовой гамме, которую сама Лиза Боярская одобряет: «Мне нравится, что Анну не сделали вычурно роскошной в одежде. Скромность и лаконичность очень важны для ее характера, потому что все страсти бушуют внутри». О современности напоминают только некоторые фактуры, живописно мерцающие при свечах, которые получили эксклюзив на освещение картины. Одежда насыщенных, но не ярких расцветок оттеняет выдающуюся красоту актрисы, а из сложных конструкций оригинальной моды художники оставили только самые нужные и формообразующие.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus