Не смешно: Геннадий Хазанов рассуждает о печальном будущем умного юмора

Не смешно: Геннадий Хазанов рассуждает о печальном будущем умного юмора

Этот материал был опубликован в апрельском номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание». Чем ярче артист, тем более он зависим от времени, в котором живет. Юрий Лотман как-то произнес на первый взгляд парадоксальную фразу: «Культура начинается с запретов». Он, наверняка, имел ввиду запреты внутренние, а не внешние: отсутствие или наличие табу тесно связано с уровнем культуры как массовой аудитории, так и того, кто ее обслуживает. Я бы не стал впадать в разные мифологемы и говорить, что раньше все было принципиально иначе. Нет, настоящий юмор никогда не имел массового спроса! Но все же процент населения, жившего в советском пространстве и способного подключать голову к тому, что они видят, слушают или читают, казался гораздо выше. Сейчас же голова нужна все меньше и меньше. И, я думаю, это напрямую связано с научно-технической революцией. Простой пример: если человек учился в советской школе и ходил на уроки математики, его мозг был тренирован устным счетом, упражнениями по арифметике, позже алгебре и, наконец, высшей математике. А затем появились компьютеры, заменившие необходимость напрягать извилины. Поменялись и скорости. Сегодня невозможно найти людей, которые в состоянии выделить время на чтение «Войны и мира». Разговариваю с молодыми людьми, а они говорят, что не ходят в театр, потому что много, тяжело и допоздна работают. Им проще и комфортнее «бросится» в интернет, посмотреть, получить информацию. Еще один продукт научно-технической революции — появление фаст-фуда. Я, кстати, вовсе не ушел от темы! Потому что фаст-фуд заполонил все, включая юмор. Если юмор чуть более сложный, ассоциативный, если требует какого-то мыслительного процесса, то он почти невозможен в массовом масштабе. Исчезает способность восприятия, все очень сокращается и ускоряется.. Я когда-то сформулировал, что произошла «КВН-изация» страны. И связана она и с тем, о чем я говорил выше, и с отсутствием фундаментального образования. Посмотрите, кто сегодня блистает на юмористическом небосклоне! Считается, что этому не надо учиться, выйти на сцену так же просто, как открыть кран с водой. Но это не так! Никому же не приходит в голову всерьез лечиться у самоучки. Бывают, конечно, исключения — гениальные люди, знахари, которые лишь подтверждают правило. Но в целом, эксплуатируя надежду и желание человека не болеть или избавиться от болезни, появилось огромное количество аферистов, шулеров от медицины. Такая же вещь происходит и на эстраде. Для меня нет никакой разницы в так называемых отвязных шутках Comedy Club и в абсолютно омертвевшей ткани юмора, который исповедует Евгений Петросян и его окружение. Это диаметрально разные люди - два полюса, но, к сожалению, одного шара. И, кстати, Петросян — еще лучший представитель среди них в силу своей работоспособности, отношения к делу. Все, что происходит в окружении его команды, мне бесконечно не близко. И тут скажут: «Подумаешь, какой! Никто ему не нравится!» Да нет, нравится: я смеюсь, когда захожу в Интернет и читаю юмористические шедевры, с потрясающей игрой ума, написанные неизвестными людьми. Нельзя сказать, что это поле выжжено, просто на него не может быть массового спроса. Ужас в том, что это проблема планетарная. У меня нет иллюзий, что тонкая ирония и высококлассный юмор где-нибудь в мире находят массовую аудиторию. Бескультурье продается лучше, чем культура. Всюду, не только в России. Что дальше, спросите вы? Я думаю, что будущего у умного юмора нет. «Де-юре» он будет, а «де-факто» ему будет отведено лишь крохотное местечко в общем пространстве.

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «007: Координаты “Скайфолл”»

    12 октября 2012 / Тодд МакКарти

    Дэниел Крэйг в третий раз возвращается к образу британского секретного агента в джеймсбондовской истории Сэма Мендеса.

    Комментировать
  • Анжелика Хьюстон рассказала в мемуарах о том, как ее избил Райан О’Нил

    28 октября 2014 / Редакция THR Russia

    Новая книга воспоминаний актрисы получилась еще более откровенной, чем предыдущая, и описывает их 16-летние взаимоотношения с Джеком Николсоном.

    Комментировать
  • «Снайпер» с Брэдли Купером. Жизнь после смерти

    03 марта 2015 / Алекс Бен Блок

    Чтобы стать десятым актером в истории, которого три года подряд выдвигают на премию «Оскар», Брэдли Купер приобрел права на мемуары ветерана иракской войны Криса Кайла, поправился на 18 кг и научился жевать табак, как заправский вояка. THR выяснил, как рождался проект, почему Стивен Спилберг уступил режиссерское кресло Клинту Иствуду и чем Кайл так заинтересовал Голливуд.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus