Рецензия: «Королева Испании» с Пенелопой Крус

Рецензия: «Королева Испании» с Пенелопой Крус
Кадр из фильма «Королева Испании»

Эпоха ремейков уступает экран веренице сиквелов, среди которых в том числе и «Королева Испании», наследующая престол «Девушки твоей мечты». Лента Фернандо Труэбы, посвященная Макарене Гранаде (актрисе и обольстительнице, бежавшей со съемочной группой в 1938 году — из огня да в полымя — с охваченной гражданской войной Родины в нацистскую Германию), завоевала в 1998-м девять статуэток «Гойя» (Национальная кинопремия Испании. — THR).

Занятно наблюдать, как время расставляет по местам даже самые великие исторические личности. В «Девушке твоей мечты» плененный красотой непокорной испанки, недаром зовущей себя Гранадой — в честь области, захват которой ознаменовал конец Реконкисты (отвоевания христианами у мавритан Пиренеев, продолжавшегося с VIII по XV век. — THR), Йозеф Геббельс предлагал ей заглавную роль в ленте об Изабелле Кастильской. Третьему рейху понадобился байопик о правительнице, учинившей массовое изгнание евреев. Местом же действия «Королевы Испании» стала съемочная площадка картины об Изабелле I.

Американские продюсеры переняли идею у немецких коллег, сосредоточившись на истории любви королевы-католички. Все возвращается: сюжеты, мода, Макарена из Голливуда, ее любовник, режиссер и продюсер Блас Фонтиверос (Антонио Ресинес), — из концлагеря Маутхаузен… Политика и пропаганда вновь вмешиваются в кинопроцесс.

После первого фильма с условным ярлыком «кино и немцы» режиссер решил прекратить скитания своих незадачливых персонажей. Оказалось, что невероятные приключения испанской съемочной группы у себя дома ничем не отличаются от происходившего на чужбине: та же карикатурная, но по-своему обаятельная «королевская свита» и застольные сплетни, шутки и гэги, не ставшие за 19 лет смешнее. Форма и приемы первой картины старательно воспроизведены во второй: начиная со вступительных титров, в которых хроника смешана с псевдоисторическими кадрами, и заканчивая очередными гомосексуальными неприятностями одного из героев.

В этот раз режиссер, кажется, больше внимания уделил гримерам, декораторам и реквизиторам, нежели работе над сценарием, которым не предусмотрены ни интрига, ни подтексты, ни ритм повествования. Не стоять «Королеве Испании» на одном пьедестале с лентой «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэн, хотя у этих двух проектов немало общего. Не стала киностудия моделью государства, рекурсия (прием изображения какого-либо объекта или процесса внутри самого этого объекта или процесса. — THR) не помогла рассказать не теряющую актуальности историю об отношениях художника и власти.

Пропала легкая ностальгическая рефлексия, выветрилась трагикомичность, оставив на поверхности юмор, построенный на стереотипах и кажущийся сегодня скорее пошлым, чем смешным. Декорации пестрят, порабощают взгляд, а отголоски войны, приметы режима Франко и намеки на маккартизм в США (затеянная в 1940–1950 гг. в США сенатором Джозефом МакКарти параноидальная «охота на ведьм». — THR) намечены лишь легким пунктиром. А ведь в своей оскароносной речи (статуэтку режиссер получил за картину «Изящная эпоха», 1992. — THR) Труэба назвал своим богом Билли Уайлдера, ирония которого очень подошла бы этому фильму.

Кстати, испанец не стал отказывать себе в удовольствии посмеяться над Голливудом. Среди персонажей киноманы могут узнать Джона Форда, регулирующего съемочный процесс храпом и спросонья брошенным «Мотор!». Среди прототипов угадываются также продюсеры Сэм Шпигель и Сэмюэл Бронстон, который прославился эпическими лентами вроде «Эль Сида», снятыми в павильонах мадридской студии.

Красивые постановочные кадры, изящные драпировки, заполняющая длинноты музыка Збигнева Прайснера (автор саундтрека к трилогии Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета». — THR), — все это прелестно-старомодное успевает наскучить, оставляя ощущение дежавю. Радующая глаз цветокоррекция не способна, увы, затмить отсутствие сверхзадачи. Впрочем, в очередной раз, залюбовавшись сменой нарядных костюмов, успеваешь поймать себя на мысли, что, несмотря на множество поводов для критики, к пуговицам тут претензий нет.

«Королева Испании» (La reina de España)

«Парадиз» / Испания / Режиссер: Фернандо Труэба / В ролях: Пенелопа Крус, Кэри Элвис, Мэнди Пэтинкин, Хуан Антонио Байона, Хавьер Камара, Ана Белен, Клайв Ревилл, Сантьяго Сегура, Аида Фольч, Хорхе Санс / Премьера 20 апреля

Материалы по теме

  • Питер Сарсгаард, Хавьер Бардем и Пенелопа Крус в байопике о наркобароне Эскобаре

    19 октября 2016 / Редакция THR Russia

    Люк Бессон озвучил готовность финансировать и всячески поддерживать съемку и производство нового биографического фильма.

    Комментировать
  • Пенелопа Крус сыграет мать трудного ребенка

    03 февраля 2017 / Редакция THR Russia

    Вместе с Эдгаром Рамиресом она сыграет в черной комедии «Дитя любви» режиссера Тодда Солондза.

    Комментировать
  • Пенелопа Крус сыграет Донателлу Версаче

    21 марта 2017 / Редакция THR Russia

    Пенелопа Крус снимется в третьем сезоне «Американской истории преступлений» в роли Донателлы Версаче.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus