Портал в будущее

Портал в будущее

Проза на театральных подмостках сейчас популярна как никогда. К ней обращаются и академические театры, и привлекающие все больше зрителей театры иммерсивные. Особенно удачны спектакли по прозе Бунина и Чехова в Академии театрального искусства Никиты Михалкова. А в Электротеатре Станиславский прозаические произведения известных писателей изначально существует в самых разных формах. Один из любопытнейших спектаклей по прозе А.П. Чехова и Юрия Мамлеева так и называется – «Проза». В его основе – отрывок из повести Чехова «Степь» и рассказ Юрия Мамлеева «Жених». Создатели спектакля предлагают зрителю зрелище непривычное, необычное и захватывающее с первой минуты.

Автором этого радикального как по идее, так и по композиции произведения стал современный композитор Владимир Раннев, впервые попробовав себя еще и в роли режиссера-постановщика. У него артисты поют Чехова «а капелла», без музыкального сопровождения (ансамбль N’Caged и актрисы Электротеатра). И в то же время несколько артистов, продолжая пение в общем хоре, изображают персонажей Мамлеева. Получился цельный, яркий, завораживающий спектакль, на котором у зрителей нет ни минуты, чтобы расслабится. Приходится не только смотреть на стремительно меняющиеся картинки, но и в прямом смысле считывать с экрана рассказ Мамлеева, при этом вслушиваясь в тексты чеховской «Степи», которую исполняет ансамбль. Две истории идут параллельно. Те, кто удосужился прочитать отрывок из чеховской «Степи» в программке, будут улавливать его содержание, что очень важно для понимания общего замысла. В этой истории заложен метафизический смысл бытия. Тогда как в мамлеевской истории о простой советской семье, усыновившей «убивцу» своей маленькой дочери – смысл казалось бы бытовой, но в то же время и глубоко философский. Обе дополняют друг друга, сливаясь в единое авторское высказывание.

Фото: Олимпия Орлова

По сюжету «Степи» мальчик Егорушка едет в город, где его ждет новая жизнь. Но пока он в пути, перед его взором открываются все краски и красоты живой природы, поначалу спокойной и прекрасной, но вдруг разразившейся страшной грозой, словно предвещающей трагизм и опасности его будущей взрослой жизни. В рассказе «Жених» Мамлеева женщина, потерявшаяся от горя после гибели дочери под колесами грузовика, не может ничем заполнить образовавшуюся в душе пустоту. И она придумала для себя, а потом и уверовала, в то, что случайно задавивший ее малышку водитель чем-то накрепко связан с ее погибшей дочерью. Сумев убедить в своем наваждении и мужа, и свекровь, она принимает решение забрать этого водителя Ваню по фамилии Гадов из мест заключения и сделать его членом своей семьи. В результате Ваня превращается в тунеядца-нахлебника, паразитирующего на доброте и искренней любви своих благодетелей. Философия истории в том, что зачастую люди высокими порывами своей души и всепрощением способны развратить и привести к духовной гибели другого человека. Что и случилось с Ваней Гадовым, уверовавшим в свою избранность. При этом открытым остается вопрос - возвысились ли души этих простых людей, обслуживающих своего новоявленного «божка».

Четыре человека - композитор и режиссер Владимир Раннев, художник-постановщик Марина Алексеева и художник по свету Сергей Васильев под руководством Арины Зверевой создали на сцене многомерное пространство. На авансцене - прозрачный экран, на котором в формате 3D транслируется созданное для спектакля видео. Это своего рода анимационный комикс, в котором вместе с титрами изложено содержание рассказа «Жених», проиллюстрированное всеми приметами уходящей советской эпохи (этот рассказ Юрий Мамлеев написал в 1993 году). А титры-содержание транслируются еще и над сценой, уже по-английски. На этом же экране периодически возникают лица поющих девушек. Очевидно, для того, чтобы можно было убедиться в их реальности, поскольку голоса звучат словно из иного измерения. В центре сцены время от времени появлялись и герои мамлеевского рассказа, не прерывая свои музыкальные партии. Задник сцены весь завешан одеялами и подушками. В конце спектакля они падают, открывая богато декорированное пространство с восседающем словно на троне Ваней в окружении похоронных венков.

Фото: Олимпия Орлова

Грустная в общем-то история о выборе душой человеческой своего жизненного пути мастерством его создателей превращается в умный, глубокий зрелищный спектакль. Совместив в «Прозе» казалось бы несовместимые театральные формы, его создатели предлагают публике совершенно новый театральный формат. Никто не знает, по какому пути пойдет в будущем развитие театра. Так что Электротеатр с его открытостью к различным экспериментам, далеким от сложившейся традиции, с его готовностью предоставлять свою площадку ярким талантам, вполне можно считать предвестником этого развития.

Материалы по теме

  • Рецензия: «День опричника» Марка Захарова в «Ленкоме»

    19 декабря 2016 / Эвелина Гурецкая

    «День опричника» Владимира Сорокина опять у всех на слуху, как это было 10 лет назад, когда книга вышла в свет. На сей раз поводом стала постановка Марком Захаровым спектакля по этому роману в театре «Ленком».

    Комментировать
  • Рецензия: «Тони Эрдманн»

    24 февраля 2017 / Ксения Рождественская

    Искрометная комедия об отношениях отцов и дочерей, которая оборачивается столь же блистательной драмой.

    Комментировать
  • Театр «Фольксбюне» Франка Касторфа

    17 ноября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Драматург «Фольксбюне» Себастьян Кайзер представил программу театра на фестивале NET.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus