Рецензия на фильм «Линкольн»

Рецензия на фильм «Линкольн»

Этот материал был опубликован в январском номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».«Линкольн» совсем не похож на традиционную биографическую драму. Эта картина — попытка на историческом примере показать, какую роль играют личные отношения в политической системе. На подобное в Голливуде идут редко и еще реже это удается успешно воплотить в жизнь. Сценарий Тони Кушнера насыщен событиями, которые Стивен Спилберг воспроизводит на экране четко и без претензий. Заглавного персонажа великолепно исполнил Дэниэл Дэй-Льюис, на вторых ролях — целая галерея отменных характерных актеров, изображающих негодяев с бакенбардами. Самая сложная задача, с которой столкнулся Кушнер, состояла в том, чтобы с начала, в экспозиции, сообщить зрителям всю информацию, необходимую для понимания сюжета, и в это же время сразу начать раскручивать действие. Но уже в «Ангелах в Америке» Кушнер продемонстрировал, что может ловко управлять большим количеством персонажей, ничего не путая.

В центре картины — один из самых значительных исторических деятелей в поворотный момент жизни. Американский поэт Уолт Уитмен говорил о Линкольне, что «он вмещал в себе множество разных людей» (впрочем, он и о себе так говорил), и как раз это описание отлично передает искусная игра Дэй-Льюиса: он поражает внешним сходством со своим героем и превосходит самого себя в эпизодах, когда президент предается воспоминаниям. Линкольн несчастлив в семейной жизни — жена Мэри (прекрасная Салли Филд) все время жалуется и недовольна тем, что еще на четыре года приговорена жить «в этом ужасном доме», старший сын Роберт (Джозеф Гордон-Левитт), студент колледжа, собирается вопреки воле родителей пойти в армию. Президент находит успокоение, лишь рассказывая истории о временах, когда он был простым юристом, — и кино получает необходимые перебивки, причем даже не от самих рассказов, а от реакции невольных слушателей. К третьей-четвертой порции флэш-беков от вежливого внимания не остается и следа: собеседники вздыхают («опять он за свое!»), закатывают глаза и даже не стараются скрыть кислые улыбки. Долговязый, седой, и вообще, согласно известным словам его собственной жены, «не красавец», Линкольн и не скрывает своего скромного происхождения. Он реалист и искусный дипломат, у которого есть решающее при демократическом строе качество: жесткий внутренний стержень, прикрытый стратегическим стремлением к компромиссу в интересах своего дела. Редкие моменты, когда Линкольн выходит из себя, очень сильны, и в них всегда есть намек на то, что все эти «вспышки гнева» на самом деле тщательно спланированы. Шумное голосование по Тринадцатой поправке показано с неожиданным юмором. Демократы орут, угрожают, машут кулаками, коллеги их стыдят, публика реагирует на каждое слово и ликует после принятия решения. Очень уместна музыка Джона Уильямса, почти всегда приглушенная и подавленная. Схожий прямолинейный подход у оператора Януша Камински (в картинке преобладают оттенки синего и черного). Дух эпохи без дотошной музеефикации создан большой командой под предводительством художника-постановщика Рика Картера и художника по костюмам Джоанны Джонстон.
Режиссура Спилберга сдержанна, это добросовестная работа на службе материала в манере старых добрых голливудских профессионалов, без помпы и украшений. Кто-то даже может вспомнить скучные школьные уроки истории, ибо в картине действительно слишком много пространных диалогов и почти нет сражений Гражданской войны. Фильму явно не достает масштабности и поэтичности великолепного «Молодого мистера Линкольна» Джона Форда 1939 года, по отношению к которому картина Спилберга — лишь суховатая повествовательная финальная глава.

Материалы по теме

  • «Кинотавр» 2012: пожар, любимчики и культура поведения

    09 июня 2012 / Денис Данилов

    На днях сгорела «Плотforma». Стеклянный пол, открывавший вид на Черное море, лопался от жара так, что звук был хорошо различим даже с площади Зимнего театра – несмотря на полукилометровое расстояние и бушевавшую на пляже презентацию фильма-катастрофы «Метро». Поначалу все даже думали, что вздымающийся над волнами огонь – дорогостоящий перформанс Кинорынка.

    Комментировать
  • Планета Голливуд: Возвращение «Неудержимых»

    15 августа 2012 / Денис Данилов

    Два года спустя после своего взрывного дебюта на экраны возвращаются «Неудержимые» в еще более амбициозной формации: к команде первого фильма присоединились Жан-Клод Ван Дамм, Скотт Эдкинс и Чак Норрис. THR разбирается, насколько актуально новое кино и какие изменения коснулись теперь уже полноценной франшизы.

    Комментировать
  • ЭКСКЛЮЗИВ: Мишель Родригес о женских драках, гребле на байдарках и съемках шестого «Форсажа»

    24 мая 2013 / Заира Озова

    Встреча с Мишель Родригес состоялась на студии «Лонгкросс», что к западу от Лондона, в самый разгар съемок шестого «Форсажа». Переступив порог своего трейлера, актриса плюхнулась на диван, раскинула руки-ноги и принялась отвечать на вопросы. При этом Мишель обращалась к корреспондентке THR не иначе как «чувак» и время от времени срывалась на заливистый громкий смех, который мог запросто докатиться до окраин столицы.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus